История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

в песенниках,* адресованных массовому потребителю. В таких изданиях тексты проходят литературную обработку, их источники (устные или письменные) чаще не указываются. Мы не ставили целью дать исчерпывающий комментарий, который бы учитывал все известные и опубликованные варианты этих песен. В примечаниях приводятся указание на лист рукописи (Рук. л.), жанровое определение, при наличии - сведения об авторах песни, об истории и ареале ее бытования, дополнительные комментарии; выборочно указываются публикации вариантов. Учитывались, в первую очередь, научные издания, в которых есть сведения об источниках песен и примечания составителей. Знак равенства (=) указывает на перепечатку вариантов в разных изданиях. В общий список литературы к изданию включен список библиографических сокращений источников текстов. Одна из целей настоящей публикации - представить «семейные» тексты на более широком культурном фоне, поэтому в ряде случаев мы выходим за рамки четкой структуры комментария, дополняя его, в частности, биографической или историко-культурной информацией; ссылки на исследования приводятся выборочно в самых необходимых или представляющих интерес случаях (даны в квадратных скобках). Песни в примечаниях озаглавлены по первой строке. Когда это возможно, в скобках приводится известное типовое обозначение сюжета. № 1. «В саду ягода-малина» («Ваня-ключник») Рук. л. 1. Песня-баллада, относится к широко распространенным; варианты записаны на протяжении ХІХ-ХХ вв. в различных областях России. Балладу о князе, который убивает слугу - любовника жены, в отечественной фольклористике принято ориентировочно относить к XVII в. Сюжет воплощался в русском фольклоре в эпических песнях нескольких разновидностей. Традиционную, близкую к былине форму имеют песни сюжетного типа «Молодец и королевична», в частности, широко бытовавшие в Поморье [Черняева, 1981, с.284]. Варианты: Шейн, 1898, № 879-886; Рыбников, 1989, № 57; комм.: с.510 и др. Сюжет был литературно обработан в 1861 г. писателем Всеволодом Владимировичем Крестовским (1840-1895), который известен, прежде всего, как автор романа «Петербургские тайны». Наряду с другими романтическими литературными балладами XIX в., стихотворение Крестовского «Ванька-ключник», в свою очередь, подверглось фольклоризации и с 1880-х гг. стало популярной в народе песней. Варианты: Гусев, 1965, № 690, с.944-945, прим.: с .1073. (№ 531, с.712-715 - оригинал); Новикова, 1957, № 30, с. 160 = Балашов, 1963, с.354-355 = Смолицкий, Михайлова, 1994, № 20, с.42-43.; Гусев, 1988, II. № 537, прим.: с.455; № 781, с.407-408, прим.: с.497; № 455; № 19, с.40- 42 - авторский оригинал; Багизбаева, 1979, № 304; Адоньева, Герасимова, 1996, Варианты публикуемых в этом издании песен есть, в частности, в современных сборниках: В нашу гавань заходили корабли. Пермь: Книга, 1996; В нашу гавань заходили корабли, вып. 2. М.: Стрекоза, 2000; Песни нашего двора / авт.-сост. Н.В. Белов. Минск: Совр. литератор, 2003; Ах, эти черные глаза / сост. Ю.Г. Иванов; муз. Ред. С.В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004; Шел трамвай десятый номер... Городские песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) / сост. А. П. Павлинов и Т. П. Орлова. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2005; Антология студенческих, школьных и дворовых песен / сост. М. Баранова. М.: Эксмо, 2007 и др. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz