История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

В Поморье она известна под указанным названием - «в камушки» [Цейтлин, 1911. с.9; Всеволодский-Гернгросс, 1933, № 1421, с.528]. Считается, что играли больше девочки [Терещенко, 1848, с.41-42; Покровский, 1887, с.342; Иванов, 1889, с.39; Цейтлин, 1911. с.9]. Мальчиков стыдили за участие в игре, но, несмотря на это, они продолжали участвовать в ней. Играют как индивидуально, так и группами (командами). Перед игрой девочки обычно договаривались не мешать и не кричать, но в процессе игры делали все наоборот, чтобы играющий сбился. Иногда произносили игровые приговорки: «Уговорец всем делам, родной братец; без уговора не садись, а на слово не вяжись; ни еду, ни лягу; а заеду, дохвачу...». В результате заключалось условие: «Чур играть, не воровать, без вороху без промаху» [Терещенко, 1848, с.41]. Дети играют сидя. Обычно используют пять камешков, но их может быть и больше (например, 11 камешков в Кубанской обл. при игре «в овечки» или даже 40 в Вятской губернии при игре «в царапки»). Камешки для игры обычно выбираются одинаковой формы и размера, но они могут быть заменены и другими предметами: черепками от разбитой глиняной посуды, кубиками из дерева, шариками, кружками, пуговицами [Шамаев, Кочнев, Готовцев, 1997, с.12]. Иногда камешки обтачиваются, в прибрежных районах их легко можно найти на берегу реки или моря. В Поморье обычно играли 5 камешками. Игра состояла из 9 конов, каждый из которых имел 18 фигур [Цейтлин, 1911, с.9]. Известны более сложные варианты игры, включающие 10 и более этапов (например, чукотская игра «выквычет») [Фролова, 2000, с.115-117]. Сбор камешков в игре может быть последовательным, как в публикуемом варианте. В этом случае каждый круг является новым этапом игры для участников. Обычно игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свое название. Существуют варианты: игрок зажимает в ладони камешек и продолжает собирать остальные по два, по три или даже четыре в один прием. Или же он собирает сначала последовательно все камешки, затем переходит на следующий уровень, где действуют другие правила (необходимость загнать камешки в ворота из расставленных пальцев, подбрасывать камешек так, чтобы не слышен был удар об камешек, лежащий в ладони, или, наоборот, чтобы был слышен стук камней и т.д.). В некоторых играх, каждое действие имеет свое название. Важным является взаимодействие рук в игре. В сложных многотурных играх, как правило, используются обе руки: одной подбрасывается камешек, другой захватываются лежащие на земле камешки. Если кто-то допустил ошибку или не поймал камешки, ход передается следующему участнику. Передача может проходить при выполнении условий, например, угадывания: камешки прячутся играющими за спину, а одному предлагается угадать, если угадывает - то камешки переходят ему, если не отгадывает - остаются у прежнего игрока. В некоторых случаях прохождение предложенных этапов повышает статус играющего: «ученик», «подмастерье», «мастер», «инженер». По окончанию игры в некоторых районах принято возвращать проигравшему его камешки. Данное действие называют «возвратить коровушку». Один из вариантов возвращения коровушки такой: «Проигравший протягивает руку, а обыгравший подбрасывает коровушку вверх, щипает легонько протянутую руку, ловит камешек и возвращает хозяину, хлопая его 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz