История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

с помощью которой управляли санками. Нижняя часть стойки спереди слегка заострялась, что и позволяло рулить в нужную сторону при съезжании с горы» [Логинов, 2010, с. 143-144]. Описания катаний на керёже, лыжах, санках и коньках см.: Покровский, 1887, с.146-148; Цейтлин, 1911, с.8; Иванов-Дятлов, 1928, с.81-82; Некрылова, 1988, с.17-18; Игры и праздники Валдая, 1995, с.18-19; Морозов, Слепцова, 1994, с.37; Васильев, 1997, с.157-165; Морозов, Слепцова, 2004, с.789-794; Ефименко, 2009, с.353, 385; Логинов, 2010, с.143-144. «Взятие сопки». Игра собственного изобретения кандалакшан. Выбор места, состав участников и последовательность действий дают возможность установить сходство с игрой «Крепость», описанную Е.А. Покровским. Игроки находят возвышенное место, которым может быть камень, бугор, любая возвышенность, груда снега или большой сугроб. Участники делятся на два лагеря. Задача каждого заключается в том, чтобы добраться до вершины. В результате состязания команды по очереди сбрасывают участников с вершины. Существуют похожие на «Крепость» игры: «Орешек», «Взятие Орешка», «Взятие крепости», где вытеснение команды с вершины заканчивается определенной фразой. В первом случае участники кричат: «Наш город Орешек» [Круглов, 1892, с. 18; Терещенко, 1848, с.24-25], а в игре «Взятие крепости» победители произносят реплику: «Наша крепость, наша крепость!» [Круглов, 1892, с. 19]. «Орешек», «Взятие Орешка» - игра, основанная на историческом факте и распространенная изначально только в Петербургской губернии. Затем она распространилась в другие регионы, где стала называться «Взятие крепости». В вариантах игры меняется только финальная фраза: «С городу долой»; «Шиш с города долой - я сам городовой» [Всеволодский- Гернгросс, 1933, № 303, с. 126]. Сходной может быть признана игра под названием «Царь горы», где фраза «Я - царь горы!» является приглашением к игре, после чего все играющие стараются захватить вершину, чтобы стать новым «царем горы». Речь идет о командном варианте состязания. Названия и описания подобных игр см.: Терещенко, 1848, с.24-25; Круглов, 1892, с.18-19; Покровский, 1892, с.116; Всеволодский-Гернгросс, 1933, №№ 296, 303, 304, с.124,126; Горбунов, Григорьев, 1995, с.10. Игра «баски». Игра была распространена у русских, украинцев, мордвы, вотяков, пермяков, остяков, киргизов, калмыков, ингушей, армян, монгол, татар и других народов. Известна также как игра в бабки, в козны, в казанки, в ладышки (лодыжки), в сашки. Традиционно считается мужской игрой, но в нее играют и девочки. В средней полосе России косточки обычно называли «бабками», «панками». На юге России, а также там, где было распространено овцеводство, их называли «ладышками». В разных местностях «бабки» имели различные названия: в Кубанской области - «бабки», в Симбирской, Вятской губерниях - «панки», в Пермской губернии - «ладыжки»; у грузин - «кочи», у калмыков - «альчики», у украинцев - «паци». 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz