История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.
9Стал тралмейстером. Тралмейстер - специалист, руководящий траловым ловом рыбы, при котором используется трал - мешкообразная сеть, буксируемая в воде специальным судном - траулером. Траловый лов стал интенсивно развиваться со 2-й половины XIX в., когда для лова начали применять пароходы. 10В 1905 г. был призван в армию для участия в Японской войне. Русско- японская война между Российской империей и Японией за контроль над Маньчжурией и Кореей - 27.01 (9.02).1904 г. - 23.08 (5.09). 1905 г. 1До села Ковды. Ковда - название реки, села и озера (Ковдозеро). От саам, куовддо - центр [Минкин, 1976, с.184]. Как «погост» Ковда упомянута в Соловецкой рукописи в 1542 г. В 1574 г. в селении было 11 дворов. В 1611 г. в Ковде насчитывались 21 двор «тяглых людей», подворья Печенского и Валаамского монастырей, церковь Николы Чудотворца - «деревянная, верх шатровой». С XVIII в. главным занятием ковдян становится лов сельдей. По учету 1712 г. в Ковдской волости проживало в 14 дворах 17 семей. По переписи 28 января 1897 г. - 517 жителей. В 1908 г. - 129 дворов, в 1914 году - 151, жителей 833 человека. Сельди продавалось около 40 тысяч бочонков в год, семги 500 пудов, кумжи (форели) - 35 пудов. Район села Ковда в конце XIX в. стал центром лесопильной промышленности. На островах Кандалакшского залива располагались ковдские лесопильные заводы, построенные в период с 1890 по 1899 гг. (на островах Березовый, Еловый, Засеченный, Овечий) [Ушаков, 1972, с.424-425; Ушаков, 1997а, с.24-25; Ушаков, 2003, с .105 ,107]. 12Построили церковно-приходскую школу в селе, в 1889 году. Церковно приходские школы (ІЩШ) - начальные школы при церковных приходах; начали создаваться после школьной реформы 1804 г.; находились в ведении Святейшего Правительствующего Синода. С 1884 г., согласно «Правилам о церковноприходских школах», создавались как одно- (2-годичные) и двухклассные (4-годичные), в начале XX в. стали соответственно 3- и 5-годичными. В одноклассных преподавались закон божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, в двухклассных давались также сведения из истории. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие церковно-учительские школы и епархиальные училища. С 1885 г. число ЦППІ значительно увеличились; в том числе на Кольском полуострове создавалась сеть таких народных образовательных учреждений на средства церковного ведомства и населения (в порядке самообложения). По сведениям И.Ф. Ушакова, жители Кандалакши вначале отказывались от дополнительных расходов на школу, но потом согласились вносить ежегодно на ее содержание по 15 р.; занятия в кандалакшской школе вели не представители духовенства, а наемные учителя [Ушаков, 1972, с.452-453]. После Октябрьской социалистической революции ЦПШ были упразднены. пНа Мурманском берегу шняка. Мурманский берег (или Мурман) - название Мурманского побережья, от Святого мыса до границы с Норвегией. На Мурмане отсутствовали постоянные поселения, в зимнее время побережье практически не использовалось вплоть до середины XIX в. Весной (довольно рано, в марте) и летом жители более южных районов отправлялись промышлять на Мурманский берег. Б. Риппас отмечает, что среди жителей с.Кандалакша морской промысел на Мурмане не был распространен: «Сами кандалакшане, 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz