История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.
родственная группа, время измеряется несколькими шкалами. Это генеалогическое время родственной общности, жизненные циклы «малых» семей и индивидуальные биографии, а также история места их жительства - села Кандалакши (в контексте истории страны). Настоящая публикация представляет часть «культурного репертуара», или - шире - культурного наследия отдельно взятой семейно-родственной общности. Все артефакты могут быть отнесены к категории «семейной мемориальной культуры». Тексты и документальные материалы свидетельствуют о том, каким образом фиксируется и сохраняется прошлое в социальных рамках семейной памяти. Как отмечал М. Хальбвакс, с одной стороны, «семейные воспоминания развиваются на разной почве в сознании различных членов домашней группы, <...>, каждый из них по-своему помнит общее семейное прошлое»; с другой стороны, «приходится признать, что впечатления и переживания индивидов, соединяемых отношениями родства, получают свою форму, а в немалой мере и свой смысл из тех понятий, которые мы сознаем и которыми проникаемся просто потому, что вступаем в некоторую домашнюю группу или уже принадлежим ей» [Хальбвакс, 2007, с. 185, 186-187]. Индивидуальные и коллективные воспоминания становятся «историей» только тогда, когда они закрепляются в виде архивных и музейных собраний, записанных текстов, составленных генеалогических схем, систематизированных фотоматериалов и т.д. Несмотря на то, что основным мемуаристом выступает один представитель рода Жидких - Галина Федоровна Белошицкая, в создании истории семьи, формировании ее архива активно участвовали (и продолжают участвовать) ее сестры, племянник Дмитрий Сергеевич Лоскутов и другие родственники. В эту деятельность включается и ближайшее окружение. В первую очередь, постоянную помощь в разыскании и атрибуции исторических свидетельств оказывает жительница Кандалакши и друг Г.Ф. Белошицкой архивист Валентина Ивановна Конева. Семейная культурная деятельность, как и любая другая, распределяется между членами сплоченной группы, которые выполняют различные культурные роли. В частности, для того чтобы стать «семейным историком», желательно иметь не только интерес, но и накопленный с возрастом жизненный опыт, определенное образование, литературные навыки, наконец, относительно вакантное время. Существенным фактором является также способность отбирать и оценивать факты, обстоятельства, вещи, документы, которые выступают в качестве знаков прошлого («мест памяти»). Формирование домашних архивов, хранение семейных экспонатов, ведение различных записей и другие подобные виды деятельности осуществляются в семьях и стихийно, под влиянием социально-бытовых и индивидуально-психологических потребностей, и сознательно - если они осмысливаются как сохранение памяти для потомков. В разных семьях и на разных этапах семейной жизни такая деятельность может отсутствовать, быть слабо выраженной или, напротив, оказывается чрезвычайно важной. В этом случае она становится одной из основных повседневных практик или даже «делом жизни» кого-то из членов родственной группы. Семейные воспоминания и автобиографии пишутся, прежде всего, «для своих»: детей, внуков, других родственников. Вместе с тем такого рода мемуары часто приобретают более широкий резонанс и становятся общественным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz