Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.
Отец относился к религии настолько терпимо, насколь ко позволяла партийная дисциплина. Но он ее, бесспор но, в этом вопросе нарушал, поскольку его вторая жена Неля Даниловна была набожная, каждую неделю ходила в церковь. Тем более, ее сестра служила монашкой. Един ственно, отец всегда говорил: «Неля, ходи, молись, куда хочешь и когда хочешь, но чтобы мои партийные органы этого не знали». Тетя Пазуня знала, что я и Люся были крещеные. Нас бабушка крестила еще в Казани. У меня с собой был кре стик. Тетя Пазуня приходила к нам по субботам и вос кресеньям. Перед обедом вставала, начитывала молит ву, а когда отца не было, нас всех заставляла креститься. А в церковь мы не ходили еще с детского возраста. Нас к этому не принуждали. Отец просто сказал: «Кто хо чет — может ходить, не хотят — не принуждать». Тетя Пазуня оставила неизгладимый след в моей памя ти, поскольку она была очень добра, мягка, никогда не по вышала голос, но так говорила, что позавидовал бы лю бой другой воспитатель. Всегда не хотелось ее огорчать. Дядя Иван, брат мамы, Нели Даниловны, жил с семьей километров за шестьдесят-семьдесят от Львова, в селе За- лисцы. Иногда он привозил нам яблоки, фасоль, картош ку и другие продукты. На летние каникулы меня дважды отправляли к дяде Ивану. Спали мы, ребята, то на сено вале, то в хате. Пол в хате глиняный, застелен вышитыми гуцульскими ковриками —красиво! Но я в Залисцах чув ствовал себя неуютно, поскольку все говорили на укра инском языке, который я понимал, но на нем говорил с большим акцентом. В этой семье не принято было пос ле обеда благодарить за пищу, говорить «Спасибо», хотя я научился говорить по-украински «Дякую!». Но меня дразнили: «Дякую по спине лопатою!». Мне настолько не понравилось пребывание в селе, что я даже хотел бежать 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz