Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.

кими и финскими войсками. Много позже я узнал о том, что перед самой войной этот объезд был построен по личному указанию Сталина. Надо сказать, что проклад­ ка дороги по непроходимым лесам и болотам оказалась гениальным решением вождя, ибо без неё мы не смог­ ли бы удержать ни Мурманск, ни Кольский полуостров. Был бы уничтожен Северный флот, и вряд ли наши со­ юзники смогли бы оказать какую-либо помощь. Второе, о чём я узнал впоследствии, через годы, это то, что в же­ стоких боях с финнами за станцию Масельгская в октя­ бре 1942 года погиб мой отец. Я поневоле связал защиту отцом важнейшего участка Кировской железной дороги с нашей поездкой в Мурманск. Он погиб ради нас в этой страшной мясорубке. Станция много раз переходила из рук в руки, от неё не осталось ничего, кроме разбитой станционной водокачки. Исковерканный и израненный остов этой водокачки долгое время после войны напоми­ нал проезжающим людям о цене, которую русский народ заплатил за свою Победу. Я даже жалел, что водокачку снесли, а не оставили, как дом сержанта Павлова, памят­ ником. Итак, повернув от Обозерской на Запад от Архангель­ ска, мы прибыли на станцию Малошуйка. При проверке документов в поезде у нашего маленького коллектива не оказалось вызова в Мурманск, и нас как нарушителей с поезда ссадили. Таких, как мы, было много, и все на­ шли приют в маленьком зале станции. Сидели букваль­ но друг на друге. Нам удалось каким-то чудом оказаться неподалеку от большой круглой печки, и мы хотя бы не испытывали жуткого холода. Чуда, конечно, никакого не было. Просто люди понимали, что надо помочь женщи­ не с тремя детьми и уступали нам своё место. Думаю, что они были настоящими советскими людьми, и великое спасибо им за это. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz