Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.
Во-первых, образцовый и жёсткий порядок во всём: чистота и аккуратность в спальнях, классах, столовой, ту алетах. Всё это обеспечивали мы сами, конечно, больше доставалось девчонкам. Никаких нянечек или уборщиц не было и в помине. Мебель чинил приходящий стари чок-столяр, а мы ему помогали. Наверное, он был, как сей час говорят, волонтёр. Быть может, эти подспудные навы ки обращения с деревом проявились во мне аж в 1980-х годах, через 40 лет? Иначе как бы я смог —при минималь ной помощи — построить в Карелии двухэтажную дачу с баней-сауной, теплицами, туалетом, сараем и беседкой? Меня же плотницкому делу за эти 40 лет никто не обучал. Во-вторых, одеты детдомовцы были кто во что, всё «б/у-шное», но вся одежда была целой, чистой, аккурат ной и по росту. Когда мы приходили в школу, то выгодно отличались от домашних детей и по одежде, и по виду, и по поведению. К тому же нас в школу отправляли с бу лочкой, а домашние приходили с пустым руками, и нам было перед ними неудобно. В-третьих, после обеда и краткого отдыха, мы органи зованно делали домашние уроки в классах, а воспитате ли нам помогали. Поэтому мы учились лучше домашних. К июню 1943 года я закончил пятый класс, потеряв таким образом только один учебный год из-за блокады. Если не считать четырёх доблокадных классов, то этот пятый был единственным, когда я учился систематически. Учёба в 6-7 классах в Ярославле протекала урывками, в 8-9 клас сах я не учился вообще, а аттестат зрелости получил, окончив в Питере 10-й класс школы рабочей молодёжи; её я посещал четыре раза в неделю по вечерам. Позже к сво ему весьма «среднему» образованию я по ходу рассказа ещё вернусь. В-четвёртых, надо признать, что нас в детдоме три раза в день прилично кормили, а ведь это были самые тя 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz