Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.
метрах от дома в городе Тбилиси. Каждый понедельник меня привозили на военном газике и забирали из школы в пятницу. Я сама ходила в школу, разогревала на плитке еду, готовила уроки. Сейчас представить подростка одно го в чужом городе довольно сложно, но тогда нас приу чали к ответственности и самостоятельности и проблем с криминалом не было. Возможно, именно в Грузии, где обязательными предметами были грузинский язык и ли тература, мне понравилось изучение языков. Через полгода отца перевели в Москву, где был набор специалистов для космической отрасли. Я закончила шко лу в 1960 году и поступила в Московский государствен ный Университет (без репетиторов и взяток), окончила аспирантуру и стала кандидатом наук. Работала в Инсти туте мировой экономики и международных отношений Академии Наук, в Международном отделе Министерства рыбного хозяйства, участвовала в международных пере говорах с соседними государствами и принимала участие в работе Международных организаций по рыболовству. В МГУ я изучала английский язык в ИМЭМО — добави ла французский. Мне повезло, так как преподавателями были носители этих языков. Но все внезапно оборвалось в 2001 году, когда я верну лась из очередного отпуска инвалидом. Нам, детям войны, даже тем, кто не изведал пороха, было нелегко в военные и послевоенные годы, как и на шим родителям, голодные годы отразились на здоровье, Начиная с 35 лет я перенесла несколько серьезных опера ций, а в 58 лет я стала инвалидом первой группы, лишив шись ноги. Три года ушло на то, чтобы научиться заново ходить и встать с инвалидной коляски. Пришлось осваи вать новый протез, который плохо держался из-за полного отсутствия костей. Но надо было выживать, учиться жить в новых условиях, не роптать, помогать растить внуков. 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz