Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.
ся в школу. Мне было 6 лет, но я тоже хотела учиться, и мама дала мне свой паспорт. Вместе с соседской девоч кой нас записали в школу. Но заниматься моими сборами было некому и некогда, поэтому я пошла в первый класс в единственном платье с матросским воротником и со старым портфелем, найденным в общежитии. К портфе лю отец прикрепил две катушки от ниток и две веревки, и он превратился в ранец. Единственный стол в нашей 15-метровой комнате был разделён мелом на четыре равные части: одна из них при надлежала слушателю Академии — отцу, вторая — пер вокласснице, третья служила пеленальным столом, а чет вёртая — для приготовления пищи, которую варили на общей кухне. Но никто не роптал. После Нового года маму вызвали в школу, так как обнаружили, что мне только что исполнилось семь лет, хотели отчислить, но я была такой старательной, что решили оставить. Этот год мне очень пригодился при смене школ, когда предметы не стыкова лись. После окончания Академии отца направили на Кав каз. Там дети впервые отведали овощей и фруктов, трав, любовь к которым сохранилась на всю жизнь, Во второй класс я пошла в грузинском селе Тетри-Цкаро (Белый ключ). Школа была многонациональной, моими друзь ями были грузины, армяне, греки и даже турки. Тогда мало кто знал и задумывался над национальной принад лежностью. Меня доброжелательно принимали в семьях, где родители не знали русского языка. Моей семье часто приходилось менять место жительства, и за 10 лет учебы я сменила 11 школ, но зато не было проблемы с привы канием к новому коллективу . ВМухровани (там служил Лев Толстой) средней школы не было и приходилось хо дить 3 километра по горной дороге в соседнее село Уджар- ма. Но и там была только Школа- семилетка. Надо было продолжать учебу, поэтому мне сняли комнату в 70 кило 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz