Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.
подготовка, разборка и сборка винтовки, как тушить за жигательные бомбы, как пользоваться противогазом). В городе начали строить бомбоубежища. Конец 1941 года. На фронте тяжёлая ситуация, враг стремится захватить Москву. Кругом разговоры о том, устоит ли Москва; очень тревожно. И наконец угроза за хвата Москвы ликвидирована — это был первый побед ный шаг нашей армии. Несмотря на то, что Чита далеко от фронта в глубоком тылу, печать войны лежала буквально на всём. Время от времени с войны приходили вести о погибших мужьях, отцах, братьях. Вшколе такие события отмечались с осо бым вниманием. В городе появились инвалиды: изуро дованные войной люди, без рук, без ног, привязанные ремнями к примитивным тележкам с деревянными ко лодками для отталкивания. Некоторые просили мило стыню и тут же пропивали её. Помню, молодых людей с забинтованными левыми руками (они сознательно ка лечили себя, чтобы избежать армии). Школа, в которой я учился, была разделена пополам: в одной половине был оборудован госпиталь, куда доставляли раненых прямо с фронта. В погожие дни раненые, кто как мог, выбира лись во двор, грелись на солнышке и с удовольствием об щались с детьми. В первую военную осень школьников (даже младших классов) сняли с занятий и отправили на несколько дней в колхоз на уборку картофеля. Ехали поездом до какой-то станции, а потом подводами. Разместили нас в старом пу стом коровнике на душистом сене. Погода стояла сырая и прохладная, с моросящим дождём. Кормили два раза в день прямо в поле; вечером сидели у костра. Через пару дней я заболел, не мог работать. Попросил учительницу отпустить меня домой. Она отпустила, видя моё состоя ние. Пришёл на станцию, а билет купить не могу — нет 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz