Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.

ставили в углу большой комнаты, украшали игрушками, конфетами, орехами. А в день Нового года мама устраи­ вала праздник для нас и соседских детей. 1 сентября 1939 года мама ведёт меня в школу в пер­ вый класс. Школа новая, трёхэтажная. В портфеле бук­ варь, тетради в клетку и в косую линейку, чернильница-«- непроливашка», пенал. Слушаем напутственную речь ди­ ректора и идём с учительницей в свой класс. Учёбу я на­ чал с интересом и успешно. Начало лета 1941 года. Я на каникулах после второго класса. Родители подарили двухколёсный подростковый велосипед (какое счастье!), катались я и детвора всей ули­ цей (и быстро его сломали). И вдруг днём 22 июня заговорила громкая уличная городская радиосеть на телеграфных столбах. Фашист­ ская Германия вероломно напала на Советский Союз. Это страшное слово «война» в одно мгновение изменило нашу жизнь. Мне 8 с половиной лет, я уже хорошо пони­ маю, какая трагедия обрушилась на нашу Родину. По на­ шей улице, ведущей к железнодорожной станции, прохо­ дят многочисленные отряды мобилизованных мужчин под руководством кадровых командиров для отправки на фронт. Женщины и дети со слезами провожают их. Папа получил повестку в военкомат, но комиссия ос­ вободила его от воинской обязанности в связи с болезнью сердца (этот диагноз был поставлен ему ещё в 1939 году, когда проводилась мобилизация на финскую войну). Дома в большой комнате на столе лежит большая кар­ та Европы. Папа регулярно отмечает на ней положение на фронтах по сообщениям газеты «Правда» и сводкам Совинформбюро. Все люди остро переживают наши неу­ дачи и потери первых месяцев войны. По городу развеша­ ны плакаты «Всё для фронта, всё для победы». В школах ввели обязательные уроки по военному делу (строевая 201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz