Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.

дорожной станции. Читать мы научились очень быстро и читали все надписи на железнодорожных вагонах, что вскорости очень пригодилось. Однажды, забежав после уроков на станцию из простого любопытства и пробегая мимо вагонов, мы вдруг увидели мелом на вагоне надпись «Жмых». Шёл 1942 год, наши завтраки становились всё тоньше, есть после уроков хотелось очень сильно, а тут жмых. Конечно, мы пробовали его и раньше и, пожевав его вволю, соревновались потом, кто дальше плюнет чёр­ ной липкой слюной, только мы не знали, откуда он берёт­ ся, а тут всё стало ясно — он берётся из вагонов. Мы тут же побежали к машинисту паровоза просить жмыху. Он сказал нам: «Берите, если сможете достать из вагонов». Вагоны же были закрытые, товарные. Открыть двери ва­ гона нам было не под силу, но высоко, под самой крышей вагона, было окно, в которое можно влезть, если до него добраться. На занятиях по физкультуре в нашем детском доме нас учили строить пирамиды, и мы даже выступали с пирамидами по праздникам в школе. Мы сообразили построить такую пирамиду, и самый тощий, но ловкий по этой пирамиде мог добраться до вагонного окна и влезть в него. Самым тощим среди сверстников всегда был я, и мне приходилось влезать в вагон. Там, внутри, было по­ лутемно и жутковато, но надо было торопиться и первым делом построить из больших плиток жмыха пирамиду под окном, чтобы можно было выбраться наружу. Я под­ таскивал к окну и выбрасывал наружу обломки жмыхо­ вых плит, а друзья мои снаружи их ловили. У них была задача не прозевать семафор и дать мне знать, когда он откроется, а моя задача была в том, чтобы успеть выско­ чить из вагона до того, как поезд тронется. Я выпрыгивал из окошка как придётся, а друзья мои ловили меня внизу. Перед тем как тронуться, паровоз ударял по вагонам на­ зад, и удар передавался каждому вагону, это был послед­ 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz