Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.

моего соседа по парте однажды попросил маму отпустить меня к ним в гости в военный гарнизон. За мной прислали солдата на мотоцикле, в коляске которого я ехала туда и об­ ратно, а мама, волнуясь, ждала меня на улице перед домом. Папа проверял наши корабли, заходившие в порт Ще­ цина, и однажды взял меня с собой. Его шофёр Пушкин, кстати, тоже чёрный и кудрявый, велел мне лечь на заднем сидении машины и не выглядывать, так как из многих раз­ валин стреляли по машинам. Проезжали мы и мимо дома, где жила в детстве Екатерина Вторая. Пока папа работал с капитаном меня радостно водили по кораблю и развле­ кали моряки. Родители дружили с семьёй морского инженера Бо­ гаченко. У них было двое детей: дочка Таня и маленький сынишка. Они жили в особняке с садом, бывшие хозяева которого остались в доме в качестве прислуги и, как я те­ перь понимаю, своих новых хозяев люто ненавидели. Таня выучила немецкий язык и при мне перевела своей маме фразу бывшей хозяйки: «Скажи своей маме, что она — дура!» Вих доме я впервые увидела ванну на уровне пола, в которую спускались по ступенькам, как в бассейн. На новый год меня пригласили на ёлку к Бирюковым. Они жили рядом с костёлом в огромной квартире, види­ мо, католического иерарха. Они заняли несколько ком­ нат, а в остальных многочисленных комнатах мы играли в прятки, и было как-то не по себе от такого обилия пу­ стых комнат. ВСССР религия была фактически под запретом, а в Ще­ цине во время церковных праздников войско польское строем шло на службу в костёл. Однажды и мы с мамой зашли в костёл во время службы. Мама осталась у входа, а я пошла по центральному проходу поближе к ксёндзу (священнику). В католических храмах молящиеся сидят, а не стоят как в православных. Когда во время молитвы 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz