Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.

сохранился такой случай. Летом, возможно, 1943 года че­ рез Антушево проходил какой-то небольшой отряд крас­ ноармейцев. В деревне они заночевали, вероятно «по­ догрелись» самогоном и стали стрелять из винтовок по кресту на храме. Не припомню, чтобы кто-то из взрослых против этого богохульства протестовал. После того, как отряд ушел, председатель колхоза долго обходил дома, где были дети, и собирал боевые патроны, которые раздали ребятам загулявшие солдаты. В Антушево наша жизнь, как это бывает, особен­ но, в раннем возрасте, была не лишена своих малень­ ких радостей и проходила по своим детским законам. Вспоминается, как встречали сочельник. Вечером ре­ бятишки одевались кто во что горазд. Причем, стреми­ лись одеться так, чтобы выглядеть необычно, казаться «пострашнее»: одежду выворачивали на левую сторону, одевали на голову старые женские платки, лица выма­ зывали сажей. И такими ряжеными ходили по домам. Подойдем к какому-нибудь дому и хором начинаем петь колядки: «коляда, ко-ляда!..», а дальше — не помню (ка­ жется, «убирайся со двора...»). По давней православной традиции хозяйки, как правило, чем-нибудь одаривали нас: кто картофелину даст, кто кусочек хлебца, кто су­ харик. Так, за вечер мы «зарабатывали» себе угощение. Весело провожали зиму на Масленицу: ребята постарше выкатывали на горушку сани, и мы всей ватагой раз­ гоняли их и на ходу запрыгивали. Сани, как нам тогда казалось, «бешено» мчались под горку, где утыкались в сугроб, а мы кубарем летели в снег. Как было весело в такие минуты! И беззаботно. Осенью, под какой-то праздник на деревне, по-моему, коллективно, варили пиво. Брали зерно (ячмень?), запа­ ривали его кипятком и укладывали в холщевой тряпке на русскую печь, следя за тем, чтобы зерно постоянно было 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz