Зиланов В. Дети войны о войне. Москва, 2020.

рые можно было бросать в игре, меняться ими друг с дру­ гом. Они были у нас своего рода «валютой». Но ничто не могло сравниться для нас, мальчишек, с рыбалкой, пусть примитивной (из-за отсутствия сна­ стей: мы сами делали крючки из проволоки, вместо лески использовались конский волос, нитки, тонкие веревочки, не помню, из чего делались поплавки). Помню необыч­ ный способ ловли маленьких щурят. Недалеко от школы протекала небольшая речушка, которая впадала в озе­ ро. Надо было потихонечку подойти, а лучше подползти к краю речки и высмотреть стоящего на стремнине щу­ ренка. Затем сорвать длинную, круглую травинку, на кон­ це которой был «хохолок» семян (не знаю названия этой травки). Сорвав этот хохолок, надо было на тонком конце травинки сделать петлю, которая бы скользила по тра­ винке и позволяла зажать жертву. И вот, увидев щуренка, ты осторожно, чтобы его не спугнуть, заводишь с его хво­ ста травинку с петелькой и, когда она оказывается у его жабр, дергаешь травинку на себя. Если тебе повезло, если петелька не распустилась и не порвалась, то ты стано­ вился обладателем маленького щуренка, которого мы тут же отпускали в реку. Где еще можно было увидеть такое? А зимой мы с ребятами ходили на озеро на подледный лов рыбы. Рыбалкой я тогда еще вообще не занимался по возрасту, а тут такое диво! Как проходил такой лов рыбы? Старшие ребята находили старую втулку от тележного ко­ леса, без спиц. Водно из отверстий во втулке, где до этого крепились спицы, вставлялась длинная палка. Этот молот взваливался на плечи, и вся ватага, прихватив с собой то­ пор, шла на лед, который был еще тонок, прозрачен, не занесен снегом и местами «ходил» у нас под ногами. Наша задача была найти (увидеть) крупную рыбу подо льдом (она подходила к берегу в поисках лунок, чтобы получить кислород), тихонько подкрасться к ней и ударить по льду 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz