Зиланов, В. К. Тайны рыболовной дипломатии / Вячеслав Зиланов. – Москва : Алгоритм, 2013. – 414, [1] с. : ил., портр.
по площади 200-мильной исключительной экономической зоны— 5,1 млн. кв. км— мы входим в пятерку ведущих го сударств. Наша страна занимает первое место в мире по за пасам минтая, осетровых, крабов; второе место — по лосо севым, тресковым, сельди, мойве, а по целому ряду других видов биоресурсов не уступает своим соседям. Возможный улов рыбы и морепродуктов только в 200-мильной экономи ческой зоне России, в зависимости от состояния запасов, мо жет составить от 4,5 до 6,5 млн. тонн, а с учетом разведанных нашими учеными рыбных ресурсов в других открытых рай онах Мирового океана — не менее 9— 10 млн. тонн. По это му расчетному показателю мы также входим в тройку веду щих стран мира. Что же касается фактического вылова, то здесь Россия, как уже упоминалось, за годы перестройки и реформирова ния резко сократила свой вылов с 7,8 млн. т в 1990 году (вы лов СССР был равен 11 млн. т) до 4,7 млн. т. в 1997 году и до 4,5 млн. т в 1998 году. По этому показателю мы занимаем 7— 8-е место в мире после Китая, Перу, Японии, Чили, США, Ин дии и Индонезии. Если во времена Советского Союза наша доля в мировом рыболовстве составляла 10— 12% (1—2-е место), то сейчас едва достигает 4% (8-е место). Что же касается потребления рыбных продуктов, то здесь мы отброшены на уровень стран с почти континентальной территорией. В 1997 — 1998 годах потребление рыбы в сред нем по стране составило 9— 10 кг на человека в год против 18—22 кг в недалеком прошлом. Для сравнения: в таких стра нах, как Норвегия, Дания, Исландия, Япония, Испания, Фран ция, Англия, Италия, Канада и другие, — более 25 кг. Даже та кая страна, как США, где развиты птицеводство и животно водство, в последние годы увеличила потребление рыбы и других морепродуктов до 23 кг в год. Это связано прежде всего с высокими пищевыми и лечебными свойствами даров моря, а также их экологической чистотой. Последнее стано вится особенно привлекательным для потребителя, и многие фирмы Исландии, Гренландии и Норвегии рекламируют свою рыбную продукцию как производимую из сырья, добытого «в самых холодных и чистых северных водах». Не менее важен 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz