Зиланов, В. К. Тайны рыболовной дипломатии / Вячеслав Зиланов. – Москва : Алгоритм, 2013. – 414, [1] с. : ил., портр.

Однако оставался еще японский морской дрифтерный промысел за пределами 200-мильных экономических зон в се­ веро-западной части Тихого океана. Хотя он и регулировался на двухсторонней основе, все же был бесконтрольным и вы­ соким по вылову. По отчетным данным он составлял в период с 1978 по 1983 годы в пределах 42 тыс. т ежегодно. Вместе с тем, фактически превышал эту величину. Более того, имелись данные, что выбираются из улова ценные виды — нерка, кета, чавыча, кижуч, а горбуша выбрасывается. Все это еще больше наносило ущерб ценным видам лососей. В этих условиях тре­ бовалось разработать и осуществить точно выверенный план действий по полному прекращению японского дрифтерно­ го промысла за пределами 200-мильных зон в северо-запад­ ной части Тихого океана. Требовалось также одобрение та­ ких действий со стороны руководства нашей страны, а ими в то время были Политбюро ЦК КПСС и Советское Правительст­ во. И всего этого с большими сложностями удалось все же до­ биться дипломатам-рыбникам. Разработанный план в кратком виде включал в себя следующие элементы: • заключить не позднее 1985 года новое соглашение, в котором права на выделение квот для японского морского промысла за пределами 200-мильной зоны оставались бы за советской стороной; • сократить выделение таких квот для японских рыбаков с 42 тыс. т до 10— 15 тыс. т в год; • поставить в известность, заблаговременно, не менее чем за 3—5 лет, японскую сторону о том, что с 1992 года Со­ ветский Союз не будет выделять квоты для японского мор­ ского промысла дрифтерного лова за пределами 200-миль­ ных зон, и он полностью должен быть прекращен; • предложить США, Канаде, Японии заключить с участием Советского Союза новую Конвенцию по сохранению запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана. Такой лаконичный и простой по своей сути план дейст­ вий требовал громадных усилий для его реализации со сто­ роны дипломатов-рыбников Минрыбхоза СССР не только при работе с зарубежными партнерами, но и прежде всего — внутри властных структур своей страны. 301

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz