Зиланов, В. К. Тайны рыболовной дипломатии / Вячеслав Зиланов. – Москва : Алгоритм, 2013. – 414, [1] с. : ил., портр.
промысел, а за тяжкие — вплоть до лишения свободы винов ных сроком до 6 лет. Имеются и другие особенности ИПК, но они менее значительны. Исландский 10-летний опыт применения ИПК показал, что она способствует существенному сокращению промы словых усилий — судов при промысле важнейших запасов трески, пикши, сайды и других рыб; ведет к осуществлению промысла в самый продуктивный период и к стремлению ры бопромышленников получить максимальную прибыль при наименьших затратах. Существенным является и то, что распределение ОДУ на квоты для судов происходит с использованием соответст вующих, согласованных между всеми рыбопромышленника ми «ключей», что исключает произвол госчиновников и пре дотвращает коррупцию в этой области. Вместе с тем система ИПК требует достаточно разрабо танных, четких и обязательно прямого действия законода тельных актов. Так как передача-продажа квот осуществляется в нату ральном и стоимостном выражении, то, с одной стороны, формируется ценовой рыночный механизм, а с другой сторо ны, государство от каждой такой сделки получает налоговые отчисления, которые могут идти на поддержку рыболовного сектора. Система ИПК позволяет осуществить, посредством доб ровольного принятия решения самим судовладельцем, ис ключения малоэффективных судов из промысла посредст вом передачи-продажи своих квот через биржу тем судов ладельцам, у которых суда более эффективны при промысле того или иного запаса. Одновременно с этим система ИПК яв ляется и своеобразным «стопором» для вовлечения в промы сел того или иного запаса «непрофессионалов-новичков», так как мало иметь судно, надо еще и купить квоту. Последнее, как показывает опыт Исландии, намного сложнее ввиду того, что профессионалы-рыбаки нечасто желают расставаться со своей профессией. Трудно предвидеть, в каком направлении пойдет даль нейшее совершенствование системы ИПК, но очевидно одно: 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz