Зиланов, В. К. Тайны рыболовной дипломатии / Вячеслав Зиланов. – Москва : Алгоритм, 2013. – 414, [1] с. : ил., портр.

лено еще до созревания, и тогда норвежский промысел не­ рестовой трески-скрей «обвалится». Перед такой неважной перспективой в мае 1973 года Норвегии пришлось пойти на договоренность с Советским Союзом и Англией по ограничению своего промысла посред­ ством установления — впервые! — национальных квот: для Норвегии — 245,8 тыс. т, СССР — 179,5 тыс. т и Англии — 77,6 тыс.т. Однако эта договоренность, ввиду продолжающего не­ контролируемого промысла судами Португалии, Испании, Германии была торпедирована. Вновь открывалась перспектива нерегулируемого про­ мысла. Вместе с тем, по главному принципиальному вопро­ су — о рационализации промысла трески и пикши в Баренце­ вом море — у российских и норвежских ученых и управлен- цев-администраторов от рыболовства взгляды были едины. Кратко они заключались в следующем: «...рационализация промысла должна вестись по двум взаимосогласованным на­ правлениям — ограничение лова молоди в целях повышения средней навески рыбы и создания возможностей для увели­ чения нерестового потенциала, и ограничение вылова поло­ возрелых рыб в целях обеспечения воспроизводства стада». Казалось, это создавало основу для быстрого достижения практических мер регулирования. Но не тут-то было. Нор­ вегия настойчиво предлагала увеличение ячеи в тралах до 135— 150 мм и закрытие для промысла обширных регионов на востоке моря. При этом норвежские суда в то время вы­ лавливали тралом всего не более 10— 15% от общего годо­ вого вылова. Остальной улов брался пассивными орудиями лова: ставными неводами, плавными сетями, ярусами и про­ чими крючковыми орудиями лова. Наш же флот все 100% улова брал тралами на востоке моря, вдоль Норвежского побережья и в районе Договора о Шпицбергене 1920 года. Переговоры по мерам регулиро­ вания приняли затяжной характер. К тому же они осложня­ лись всевозрастающими претензиями норвежцев, зачастую оправданными, относительно повреждения их ставных ору­ дий лова нашими траулерами, работающими у Норвежского 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz