Зиланов, В. К. Тайны рыболовной дипломатии / Вячеслав Зиланов. – Москва : Алгоритм, 2013. – 414, [1] с. : ил., портр.

своей 200-мильной экономической зоне, а также по прове­ дению различных аукционов и конкурсов по продаже сырье­ вых рыбных ресурсов. Подобные новации вводятся в нашей стране впервые, их нет в мировой рыболовной практике. Нет таких положе­ ний ни в одной из соседних с нами стран с развитой рыноч­ ной экономикой и с устойчивым состоянием своего рыбно­ го хозяйства. Достаточно сослаться на такие страны, как Нор­ вегия, США, Япония, страны Европейского союза, Китая. И это не случайно, так как морское рыболовство — весьма риско­ ванный и довольно затратный сектор экономики, обеспечи­ вающий население страны не только продовольствием, но и самое главное— занятость его в отдаленных приморских регионах страны. В этой связи государство и правительство проводят по отношению к рыбному хозяйству своей страны протекционную политику, с тем, чтобы обеспечить устойчи­ вое развитие отрасли. Набор протекционных мер различен: освобождение от каких-либо платежей для своих граждан за пользование рыбными ресурсами (с иностранных судовла­ дельцев они берутся); льготные цены на дизельное топливо; низкие кредиты для строительства судов (2—6 % годовых, а в ряде случаев просто ссуда); государственные страховые фон­ ды; финансирование в полном объеме науки и органов ин­ спекции и охраны рыбных запасов и т. д. Совершенно в противоположном направлении форми­ руется экономическая политика России по отношению к оте­ чественному рыболовству. При этом игнорируются не толь­ ко собственный и мировой опыт, но и экономико-социальное положение в рыбном хозяйстве страны, а также платежеспо­ собность нашего населения в целом. Кредиторская задол­ женность в отрасли превышает дебиторскую. Предприятия по существу уже в настоящее время являются должниками, как правило, зарубежным партнерам и банкам. Именно по­ этому, а также в связи с низкой платежеспособностью насе­ ления и необходимостью пополнять оборотные средства, рыбная продукция на 60—70 процентов идет на экспорт, ко­ торый достигает ежегодно 1— 1,5 млн. тонн при стоимости 1,1— 1,7 млрд. долларов. Одновременно ежегодный импорт 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz