Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.
В УРАГАНЕ ЛИБЕРАЛЬНОГО РЫНКА НАКАНУНЕ «ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОРЫВА» Государственный визит Президента России Д. Медведева в Норвегию в 2010 г. готовился как плановый с обычным, в та ких случаях, набором для подписания разного рода соглаше ний в области экономики, пограничного и культурного обме на. Безусловно, президентская администрация и специалисты МИДа знали, что главным, пока еще не решенным, вопросом в российском-норвежских отношениях является проблема разграничения 200-мильных экономических зон и континен тального шельфа в Баренцевом море. Переговоры по этому вопросу насчитывают почти двадцатилетний советский пери од и двадцатилетний российский. Результаты, накануне визи та Президента Д. Медведева, были хорошо известны: каждая сторона стояла на своих запросных первоначальных позици ях. Советского Союза и России, как правопреемницы считали, что разграничение должно осуществиться по границе Поляр ных владений России установленных еще в 1926 г. Другими словами по западной секторальной линии. Норвегия же на стаивала на разграничении по серединной линии. В начале 80-х гг. 20-го столетия норвежцы не раз намекали решить проблему полюбовно: спорный район поделить 50:50. С таким подходом не соглашалось в прошлом руководство Советского Союза в лице Л. Брежнева, А. Громыко, Н. Рыжко ва, а в последующем, уже в российский период, и Президенты Б. Ельцин и В. Путин. Во время государственных визитов двух последних Президентов этот вопрос ставился норвежцами, но он так и не был решен в пользу их предложений — 50:50. Исходя из этого, норвежцы не очень надеялись, что и в ходе визита Президента Д. Медведева удастся достичь договорен ности, да еще и по их формуле. Тем не менее, внешнеполи 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz