Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.

ке, разработке и эксплуатации живых ресурсов этого района. Прежде всего «сидячих видов» и трансграничных заносов. Ряд специалистов-международников предсказывают, что американцы в условиях экономической и политической сла­ бости России не пойдут ни на какие дополнительные догово­ ренности по Соглашению 1990 г., ссылаясь на то, что Россия является наследником союзных договоров. Но вместе с тем США, как и Россия, не меньше заинтересованы в том, чтобы договоренности по разграничению территориального моря, экономической зоны и континентального шельфа в акватории Берингова, Чукотского морей и Северного Ледовитого океа­ на протяженностью около 1500 миль были бы справедливы­ ми, соответствовали бы международному праву и отвечали национальным интересам сторон. Соглашение, по которому одна из сторон считает себя несправедливо обойденной, не­ минуемо, как мина замедленного действия, когда-нибудь соз­ даст конфликтную ситуацию. С практической точки зрения в первую очередь требуют урегулирования рыболовные проблемы в Беринговом море. Исходить при этом необходимо из следующего: • Берингово море омывает только побережья России и США; •Морские живые ресурсы Берингова моря представляют собой единый экологический комплекс; • Управление морскими живыми ресурсами Берингова моря и их сохранение, рациональное использование и кон­ троль за рыболовством должны осуществляться Россией и США на основе скоординированных мер. В этой связи было бы целесообразным в дополнение к Соглашению 1990 г. разработать и подписать специальное межправительственное российско-американское «Соглаше­ ние о рыболовстве в Беринговом море», в котором были бы заложены не только изложенные выше принципиальные по­ ложения, но и предусмотрены механизмы его реализации. В качестве последнего можно было бы создать Смешанную Российско-Американскую Комиссию по управлению, сохра­ нению морских живых ресурсов Берингова моря и контролю за рыболовством. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz