Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.
2. Договор 2010 г. нарушает статус существующей и получившей международно-правовое (и договорное, и кар тографическое) признание западной границы Полярных вла дений СССР (далее— ГПВ), установленной Постановлени ем Президиума ЦИК СССР в 1926 г., поскольку «сдвигает» на 60— 70 миль на восток линию прохождения этой границы, не предполагая получения соответствующей компенсации с норвежской стороны (теряется морской промысловый район площадью более 50 тыс. кв. км, лежащий между новой дого ворной линией разграничения и границей Полярных владе ний Российской Федерации). Кроме этого, Договор 2010 г. наносит прямой ущерб на шим государственным интересам в будущем. В соответствие с Постановлением ЦИК 1926 г. в сущест вующих границах полярного сектора России все земли — как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем — принадлежат России. Поэтому, если, к примеру, в результате естественных тектонических процессов в пределах этого сек тора возникнет новый остров — он автоматически становит ся собственностью нашей страны. В соответствии с Договором 2010 г. применительно к сек тору наших Полярных владений, отходящему к Норвегии, мы теряем это право. Ссылки на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. для обоснования утраты силы Постановления 1926 г.— на стойчиво проводимые в настоящее время заинтересованны ми сторонами — являются некорректными и неправомерны ми, поскольку Конвенция не содержит каких-либо положе ний относительно отмены исторически сложившихся норм или, тем более, изменения границ, особенно в таком специ- фически-правовом районе, как Арктика. В любом случае, речь идет об изменении линии прохож дения нашей официальной границы, требующей проведения предусмотренных Конституцией и федеральными законами РФ процедур, в то числе референдума. 3. Заключение Договора о разграничении приведет к ре альным экономическим потерям России, в первую очередь в сфере рыболовства. 272
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz