Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.

ке аргументации и контраргументации, а также проведению самих переговоров о разграничении морских пространств. К сожалению, Россия не использует мировой опыт и, как пра­ вило, «разбор полетов» происходит уже после события с соот­ ветствующими негативными последствиями для государства. Труднообъяснимые, необоснованные и волюнтаристские ре­ шения, равно как и «компромиссные» разграничения, вызван­ ные неуверенной и рассогласованной позицией одной Сторо­ ны и жесткой непримиримости и требованиями односторон­ них преимуществ для другой Стороны, чреваты серьезными проблемами уже в обозримом будущем и, входя в противоре­ чие с международным морским правом, дискредитируют как само право, так и участников этого события. Эксперт-картограф В. Кислицкий Приложение 24 РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЙ «ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ И СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ» 2010 г. И ГРАНИЦЫ ПОЛЯРНЫХ ВЛАДЕНИЙ СССР Историко-правовой анализ от 6 декабря 2010 г. Анализ текста подписанного в Мурманске 15 сентяб­ ря 2010 г. «Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледови­ том океане», получившего неофициальное название «Дого­ вор Лаврова — Стере» (далее — Договор о разграничении или Договор 2010 г.), дает веские основания говорить о его ущербности и невыгодности для РФ. В этой связи, обозначим, прежде всего, очевидные нега­ тивные экономические, международно-правовые и полити­ ческие последствия, которые договор будет иметь для нацио­ нальных интересов РФ в западно-арктической зоне Северно­ го ледовитого океана — ставшего в последние годы ареной жесткого соперничества за право распоряжаться огромны­ ми минеральными и животными ресурсами региона — уде­ ляя особое внимание полярным владениям России. 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz