Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.
ствии с положениями международного права и практики МС ООН, причем по согласованию со всеми участниками Догово ра о Шпицбергене, которых уже более сорока. 6. Договор 2010 года' 6.1. Совершенно очевидно, что при разграничении аква тории Баренцева моря важнейшим, ключевым вопросом яв ляются правовые проблемы Договора о Шпицбергене. На ходятся ли морские пространства, прилегающие к Шпицбер гену, под международным режимом, по которому все госу дарства — участники Договора о Шпицбергене имеют рав ные права, или эти пространства — объект односторонних прав и притязаний только Норвегии? Довольно жесткая по зиция Норвегии состоит в том, что если Норвегия облада ет суверенитетом над сухопутной территорией, то она име ет все права на прилегающие к ней пространства. Возьмем, к примеру, Швейцарию. Разве имеет она право распростра нить свою национальную юрисдикцию за пределы своей су хопутной территории? Представляется, что положения До говора о Шпицбергене точно так же не позволяют Норвегии односторонне распространять свои права и национально-за конодательное регулирование на морские пространства, на ходящиеся за пределами сухопутной территории Шпицбер гена и подпадающие под международный режим. 6.2. Если Договор о Шпицбергене действует и имеет силу, то на акваторию Баренцева моря могут притязать три субъ екта права: Россия, Норвегия и государства-участники упомя нутого договора. Учитывая вышеизложенное и практику МС ООН, для целей данной работы был произведен расчет сре динных линий. При расчете не учитывались мелкие и отдель но лежащие острова2. Исключение было сделано для остро вов Виктория (Россия) и Белый (Норвегия), которые находятся на северной границе Баренцева моря, поскольку срединная линия должна пройти между ними. 1Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года. 2См. § 2.4. 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz