Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.

ствии с положениями международного права и практики МС ООН, причем по согласованию со всеми участниками Догово­ ра о Шпицбергене, которых уже более сорока. 6. Договор 2010 года' 6.1. Совершенно очевидно, что при разграничении аква­ тории Баренцева моря важнейшим, ключевым вопросом яв­ ляются правовые проблемы Договора о Шпицбергене. На­ ходятся ли морские пространства, прилегающие к Шпицбер­ гену, под международным режимом, по которому все госу­ дарства — участники Договора о Шпицбергене имеют рав­ ные права, или эти пространства — объект односторонних прав и притязаний только Норвегии? Довольно жесткая по­ зиция Норвегии состоит в том, что если Норвегия облада­ ет суверенитетом над сухопутной территорией, то она име­ ет все права на прилегающие к ней пространства. Возьмем, к примеру, Швейцарию. Разве имеет она право распростра­ нить свою национальную юрисдикцию за пределы своей су­ хопутной территории? Представляется, что положения До­ говора о Шпицбергене точно так же не позволяют Норвегии односторонне распространять свои права и национально-за­ конодательное регулирование на морские пространства, на­ ходящиеся за пределами сухопутной территории Шпицбер­ гена и подпадающие под международный режим. 6.2. Если Договор о Шпицбергене действует и имеет силу, то на акваторию Баренцева моря могут притязать три субъ­ екта права: Россия, Норвегия и государства-участники упомя­ нутого договора. Учитывая вышеизложенное и практику МС ООН, для целей данной работы был произведен расчет сре­ динных линий. При расчете не учитывались мелкие и отдель­ но лежащие острова2. Исключение было сделано для остро­ вов Виктория (Россия) и Белый (Норвегия), которые находятся на северной границе Баренцева моря, поскольку срединная линия должна пройти между ними. 1Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года. 2См. § 2.4. 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz