Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.

Шпицбергена и континентального шельфа Шпицбергена, то все равно Россия должна иметь равные права с Норвегией на использование живых и минеральных ресурсов такой ис­ ключительной экономической зоны и такого континенталь­ ного шельфа. И это должно быть обязательно указано и в тек­ сте самого Договора 2010, и в его приложениях 1 и 2. 7. Принцип пропорциональности и картографическ аспект Приведенный анализ показывает также, что осуществ­ ленное по Договору 2010 г. разграничение между Россией и Норвегией морских пространств, прежде всего, континен­ тального шельфа, не выдерживает проверку критерием про­ порциональности. Международный Суд ООН высказался за «применимость критерия пропорциональности в качестве проверки спра­ ведливости результата делимитации»1. Суть этого критерия в том, что справедливое разграничение предполагает оди­ наковое или близкое к одинаковому соотношение (пропор­ ции) между протяженностями побережий соответствующих государств в районе делимитации и между размерами (пло­ щадями) тех районов континентального шельфа каждого из государств, которые обозначены в результате такой делими­ тации. Как показывает оценка картографов, в результате дели­ митации, осуществленной по Договору 2010 г., данный прин­ цип пропорциональности явно нарушен в пользу Норвегии. Выводы. Общая директива Президента Российской Федерации о необходимости договорно-согласованной базы разграниче­ ния между Норвегией и Россией континентальных шельфов и 200-мильных исключительных экономических зон несомненно востребована. Такое разграничение способствовало бы пра­ вовой стабильности в этом морском арктическом регионе. ' Вылегжанин А.Н. Решения Международного Суда ООН. М.: Междуна­ родные отношения. С. 109. 244

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz