Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.
Шпицбергена и континентального шельфа Шпицбергена, то все равно Россия должна иметь равные права с Норвегией на использование живых и минеральных ресурсов такой ис ключительной экономической зоны и такого континенталь ного шельфа. И это должно быть обязательно указано и в тек сте самого Договора 2010, и в его приложениях 1 и 2. 7. Принцип пропорциональности и картографическ аспект Приведенный анализ показывает также, что осуществ ленное по Договору 2010 г. разграничение между Россией и Норвегией морских пространств, прежде всего, континен тального шельфа, не выдерживает проверку критерием про порциональности. Международный Суд ООН высказался за «применимость критерия пропорциональности в качестве проверки спра ведливости результата делимитации»1. Суть этого критерия в том, что справедливое разграничение предполагает оди наковое или близкое к одинаковому соотношение (пропор ции) между протяженностями побережий соответствующих государств в районе делимитации и между размерами (пло щадями) тех районов континентального шельфа каждого из государств, которые обозначены в результате такой делими тации. Как показывает оценка картографов, в результате дели митации, осуществленной по Договору 2010 г., данный прин цип пропорциональности явно нарушен в пользу Норвегии. Выводы. Общая директива Президента Российской Федерации о необходимости договорно-согласованной базы разграниче ния между Норвегией и Россией континентальных шельфов и 200-мильных исключительных экономических зон несомненно востребована. Такое разграничение способствовало бы пра вовой стабильности в этом морском арктическом регионе. ' Вылегжанин А.Н. Решения Международного Суда ООН. М.: Междуна родные отношения. С. 109. 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz