Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.
Эту формулировку Договора 2010 г. любой международ ный суд или арбитраж воспримет в том смысле, что Россия признает суверенные права и юрисдикцию Норвегии к западу от этой разграничительной линии. То есть и на те районы — к западу от разграничительной линии,— которые находятся восточнее границ района дей ствия Договора о Шпицбергене. Тем самым Россия признает наличие континентального шельфа Норвегии и 200-мильной зоны вокруг Шпицбергена. А до Договора 2010 г. Россия отрицала легитимность 200-мильной зоны Норвегии и шельфа Норвегии вокруг Шпиц бергена. 5. Положения Договора о «переходном периоде» В ст. 2 Приложения I к Договору предусмотрено: «В быв шем спорном районе в пределах 200 морских миль от мате риковых частей России или Норвегии технические правила в отношении, в частности, размера ячеи сетей и минимально го промыслового размера, установленные каждой из Сторон для своих рыболовных судов, применяются в течение пере ходного периода сроком в два года с даты вступления в силу настоящего Договора». Во-первых, термин «бывший спорный район» Договором 2010 г. не определен. Во-вторых, два года — это очень короткий период для столь резкого ухудшения для российских рыбаков правово го положения, существовавшего до заключения Договора 2010 г. Практика обозначает более длительные сроки для адап тации рыбной промышленности к новым правовым услови ям. Так, по Соглашению между СССР и Швецией о принципах Делимитации морского района в Балтийском море от 13 ян варя 1988 г., был разграничен спорный район в Балтийском море. Поскольку в этом спорном районе ранее вели промы сел рыбаки обоих государств, Соглашение предусмотрело пе реходный период «в двадцать лет», в течение которого ры бакам обоих государств сохраняется право вести промысел в бывшем спорном районе в согласованных объемах. 241
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz