Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.

Сектор Полярных владений СССР как особое, историче­ ски сложившееся обстоятельство был учтен при разграниче­ нии районов юрисдикции в области рыболовства по согла­ шению 1977 г. между СССР и США, в соответствии с которым линия, разделяющая советскую и американскую зоны юрис­ дикции в области рыболовства шириной до 200 миль, совпа­ дает с восточной границей советского арктического сектора, которая в свою очередь сложилась на основе договора меж­ ду Россией и США об Аляске 1867 г. На необходимость разграничения континентальных шельфов путем заключения между заинтересованными сто­ ронами соглашений, основанных на принципе справедли­ вости, обратил внимание Международный Суд ООН в своем решении от 20 февраля 1969 г. в связи со спором о разгра­ ничении континентальных шельфов в Северном море меж­ ду ФРГ, с одной стороны, Данией и Голландией — с другой. В указанном решении Международный Суд ООН высказался за применение различных методов разграничения континен­ тальных шельфов, включая метод эквидистанции, если их ис­ пользование может привести к разумным результатам и бу­ дет отвечать принципу справедливости»1. То есть некие правовые основания придерживаться для целей разграничения между Россией и Норвегией именно секторальной (меридиональной) линии у России были. Дру­ гой вопрос, что вряд ли Норвегия дала бы согласие на такое разграничение в южной части разграничиваемого района, поскольку, как выше было показано, здесь ее позиция впол­ не сопоставима с позицией СССР/России. То есть, вряд ли можно было реалистично рассчитывать на заключение с Норвегией Договора, предусматривающего в этой южной части разграничение по секторальной (мери­ дианной) линии. Такой Договор не отражал бы баланс инте­ ресов Сторон. В таких условиях само по себе согласие российской де­ легации, МИДа России на отход от секторальной линии в этой ’ Молодцов С.В. Правовой режим морских вод. М.: Международные от­ ношения. 1982. С. 210—211. 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz