Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.
воря, «никакой другой метод делимитации не имеет тако го же сочетания практического удобства и определенности применения »’. Таким образом, с учетом толкования Судом применимого права, в южной части района разграничения — пока равно отстоящая линия отсчитывается от материковых арктических побережий Норвегии и России — позиция Норвегии юридиче ски вполне обоснована и сопоставима с позицией России. Однако в центральной и северной частях разграничи ваемого района соотношение правовых позиций резко улуч шается в пользу России. Здесь равноотстоящую линию Норвегия предложила от считывать не от материкового побережья Норвегии, а от по бережья островов Шпицберген. Но от побережья островов Шпицберген нельзя отсчиты вать ни территориальное море Норвегии, ни континенталь ный шельф Норвегии (на это неоднократно указывалось спе циалистами по международному праву, в статьях опублико ванных в журналах «Международное право», «Московский журнал международного права», в монографиях и учебниках по международному праву). Вокруг Шпицбергена нет ни тер риториального моря, ни континентального шельфа Норве гии в силуДоговора о Шпицбергене 1920г. В то время как вокруг российских островов — Новая Зем ля, Земля Франца-Иосифа — есть, бесспорно, континенталь ный шельф России в силу международного права (ст. 1 Кон венции о континентальном шельфе 1958 г.; ст. 121 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Следовательно, была юридически не обоснованной сама постановка Норвегией предложения о разграничении по равноотстоящей линии континентального шельфа между ука занными российскими островами и островами Шпицберген. Здесь есть только одна граница — восточная граница района действия Договора о Шпицбергене 1920г. (Внутри этой грани цы у Норвегии и у России — равные права на экономическую ' Цит. по: Вылегжанин А. Н. Решения Международного Суда ООН по спо рам о разграничении морских пространств. М.: Международный отношения. 2004. С. 114. 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz