Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.
В ШТОРМАХ ХОЛОДНОЙ войны ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД Из тринадцати морей, омывающих побережья России (Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспий ское, Азовское и Черное), особое значение имеет Баренцево море — ввиду его и природных ресурсов, и открытого запад ного выхода в океан для европейской части России. По существу, Балтийское, Черное и Азовское моря, не говоря уж о Каспийском (последнее по существу огромное озеро) ввиду принадлежности проливов, имеющих выход на океанские просторы, другим государствам, делают Россию уязвимой и зависимой от этих государств и действующих ог раничительных международных договоренностей. И только Баренцево море с расположенным на его побережье неза мерзающим портом Мурманск делают Россию независимой от кого бы ни было при выходе в западном направлении — в Атлантический океан, да и в Мировой океан в целом. Это стратегическое значение Баренцева моря в свое вре мя по достоинству оценил Петр I, а до него широко исполь зовали поморы. В последующем царское правительство, хоть и не сразу, поняло стратегическое значение незамерзающего порта Романова-на-Мурмане (Мурманска) и самого Баренце ва моря для России. Именно это и побудило Александра III и затем Николая II при настойчивости министра финансов Рос сии графа С. Витте принять геополитически верное для стра ны решение— строить основную военно-морскую базу на Мурманском побережье, в Екатериновской гавани. Началось не только обустройство базы флота, но и масштабное на то время строительство железной дороги — самой северной в мире, протяженностью более 1000 км, позволивший соеди 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz