Зиланов В.К. Россия теряет Арктику? Москва, 2013.

ный инцендент удалось все же урегулировать по дипломати­ ческим каналам. Судно было освобождено непосредственно в море. В последующем, после некоторого затишья, попытки арестов и препровождении российских рыболовных судов из района Шпицбергена в норвежские порты возобновились. По существу ежегодно арестовывались 2-3 судна. Непосред­ ственно в море капитанам предъявлялось обвинение в «по­ дозрении нарушений норвежских предписаний по рыболов­ ству». Само же разбирательство в соответствии с норвежским законодательство проходило в судах Норвегии. Как правило выносились решения о штрафных санкциях и после внесения залога или полной уплаты судно возвращалось на промысел. Были и случаи когда решение суда полностью оправдывало российского капитана. Такая, навязанная российской сторо­ не, система стала возможной в условиях ослабления внима­ ния руководства страны к проблемам рыболовства в Барен­ цевом море, да и нежеланием МИДа заниматься этими про­ блемами. Однако такое отношение неминуемо подталкивало рыбаков к принятию мер по защите своих, да и государствен­ ных, интересов собственными средствами. Именно так посту­ пил 15 октября 2005 г. капитан В. Яранцев, когда в течении трех суток уводил траулер «Электрон» с норвежскими инспек­ торами на борту от захвата военными кораблями береговой охраны Норвегии. Чудом и грамотными действиями рыбаков удалось избежать пагубных последствий. Инцендент с рыба­ ками «Электрона» привлек внимание широкой общественно­ сти, как в России, так и за рубежом. Дело капитана В. Яранце­ ва под давлением норвежцев рассматривалось в суде города Мурманска. Наряду с обвинением в нарушении правил рыбо­ ловства ему предъявлялись обвинения в удержании на бор­ ту норвежских инспекторов. По существу, это обвинение в неподчинении норвежским требованиям следовать для раз­ бирательства в норвежский порт. Район же, где была сдела­ на попытка ареста «Электрона», находился намного восточ­ нее Шпицбергена — точнее в той части, которая бесспорно относится к российской 200-мильной исключительной эконо­ мической зоне, отсчитываемой от о. Земли Франца-Иосифа. Действия капитана «Электрона» суд признал правомерны­ 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz