Зиланов, В. К. Дети войны о войне / Вячеслав Зиланов, Анна Луговская. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Родина, 2022. - 494 с.: ил.

берётся из вагонов. Мытут же побежали к машинисту паро­ воза просить жмыху. Он сказал нам:«Берите, если сможете достать из вагонов». Вагоны же были закрытые, товарные. Открыть двери вагона намбылоне подсилу, но высоко, под самой крышей вагона, было окно, в которое можно влезть, еслидо негодобраться. На занятияхпо физкультуре внашем детском доме нас учили строить пирамиды, и мыдаже вы­ ступали с пирамидами по праздникам вшколе. Мысообра­ зили построить такуюпирамиду, и самыйтощий, но ловкий по этой пирамидемогдобраться до вагонного окна ивлезть внего. Самым тощимсреди сверстников всегда был я,имне приходилось влезать в вагон. Там, внутри, было полутемно ижутковато, но надо было торопиться и первымделомпо­ строить из больших плиток жмыха пирамиду под окном, чтобыможно было выбраться наружу. Яподтаскивал к окну ивыбрасывалнаружуобломкижмыховыхплит, адрузьямои снаружиихловили.Уних была задачанепрозеватьсемафор идатьмнезнать, когда оноткроется, амоязадачабылавтом, чтобыуспеть выскочитьиз вагонадотого, какпоездтронет­ ся.Явыпрыгивал из окошка какпридётся, адрузья моилови­ ли меня внизу. Перед тем как тронуться, паровоз ударял по вагонам назад, и удар передавался каждому вагону, это был последний сигнал, после которого нельзя было медлить ни секунды, чуть промедлишь—иуедешь вникуда втёмномто­ варномвагоне.Мне до сихпор снится иногда страшный сон, что я не успел выскочить из вагона, так глубоко впечатал­ сяэтот страх вмоюдетскуюпамять. Вдетскийдоммывоз­ вращались богатыми и знаменитыми и одаривали кусками жмыхавсехдетей, ктопопадалсянамнапути. Приносиляку­ сочки жмыха и моей маленькой сестрёнке, за что однажды 423

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz