Зиланов, В. К. Дети войны о войне / Вячеслав Зиланов, Анна Луговская. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Родина, 2022. - 494 с.: ил.

Парт в школе не было, сидели ученики друг за другом, писали на спинахвпереди сидящих, авот однажды, это был еще 1941год,НиколайИвановичвошелв класс, закрылнож­ кой стула дверь, вынул из-под рубахи книгу и скомандовал всем: «Хлопци, хутко до мене». Мы расселись вокруг него, и, когда стало тихо, он сказал, что будет читать нам при­ несенную им в класс книгу, но при этом предупредил, что если хоть кто-нибудьузнает об этом, то его немцы повесят. Мы к тому времени уже видели, как фашисты зверствовали на нашей земле, и, конечно же, никто не узнал о том, что читалоннамвшколе. Чтение романа настолько захватило учеников, что все сидели, затаивдыхание, забывалиовремени, очувстве голо­ да, и когдаучитель прекращал чтение, перенося его на сле­ дующийдень,тоникомунехотелосьрасходитьсяиуговари­ вали «читатьдальше». Нуак приходуучителя на следующий деньмывсеужесиделинасвоихместахвожиданиипродол­ жения. Так за несколько дней роман Мыколы Островского былпрочитан. Необычайно сильное впечатление произвел он на всех нас, глубоко запав в память, в сознание каждого. Особенно покоряла мальчишекдушевная стойкость Павки Корчагина, всемхотелосьпоходитьнанего. Акакэто былонеобходимои важнотогда, в суровые во­ енные годы. Ведь все мы воспринимали Павку не как лите­ ратурногогероя,длянасонбылживым, вполнеконкретным человеком, знакомымпарнем, скоторыммызавремячтения книгиуспелиподружитьсяполюбитьего.Такимониостался в моем сознаниидосих пор—реальнымчеловеком, знако­ мым парнем из жизни и никак не литературным персона­ 293

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz