Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

86 меры наказания, в случае нарушений правил рыболовства, отечественными судами. До 1998 г., каких либо серьезных инцендентов не было. Неожиданно в июле 1998 г. с двух кораблей береговой охраны Норвегии (подразделение ВМФ) высадился десант норвежских инспекторов одновременно на 4 россий­ ских судна и под угрозой ареста потребовал прекращения промысла в связи с якобы объявлением норвежцами закрытия для промысла обширного района западнее острова Медвежий, входящий в морскую акваторию Шпицбергена. Одно из судов МБ - "Новокуйбышевск" был захвачен вооруженными "ин­ спекторами" и в течении суток буксировался в сторону норвежского порта. Промысловый совет Северного бассейна, не дожидаясь официальной реакции МИДа России, направил в адрес Правительство Норвегии протест относи­ тельно таких действий норвежских "инспекторов". Тогда такой опасный ин- цендент удалось все же урегулировать по дипломатическим каналам. Судно было освобождено непосредственно в море. В последующем, после неко­ торого затишья, попытки арестов и препровождении российских рыболовных судов из района Шпицбергена в норвежские порты возобновились. По суще­ ству ежегодно арестовывались 2-3 судна. Непосредственно в море капитанам предъявлялось обвинение в "подозрении нарушений норвежских предписа­ ний по рыболовству". Само же разбирательство в соответствии с норвежским законодательство проходило в судах Норвегии. Как правило выносились решения о штрафных санкциях и после внесения залога или полной уплаты судно возвращалось на промысел. Были и случаи когда решение суда пол­ ностью оправдывало российского капитана. Такая, навязанная российской стороне, система стала возможной в условиях ослабления внимания руково­ дства страны к проблемам рыболовства в Баренцевом море, да и нежеланием МИДа заниматься этими проблемами. Однако такое отношение неминуемо подталкивало рыбаков к принятию мер по защите своих, да и государствен­ ных, интересов собственными средствами. Именно так поступил 15 октяб­ ря 2005 г. капитан В. Яранцев, когда в течении трех суток уводил траулер "Электрон" с норвежскими инспекторами на борту от захвата венными ко­ раблями береговой охраны Норвегии. Чудом и грамотными действиями рыбаков удалось избежать пагубных последствий. Инцендент с рыбаками "Электрона" привлек внимание широкой общественности, как в России, так и за рубежом. Дело капитана В. Яранцева под давлением норвежцев рассмат­ ривалось в суде города Мурманска. Наряду с обвинением в нарушении пра­ вил рыболовства ему предъявлялись обвинения в удержании на борту норвеж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz