Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

71 визита Министр иностранных дел Норвегии Й. Стёре, находясь в Канаде, дал нелицеприятную оценку России. Он в частности отметил: "Россия пока еще не является стабильным, надежным, предсказуемым государством..." и далее " На севере Россия ведет себя почти как нормальное государство". Касаясь, в целом положения в России норвежский министр пошел еще дальше: "Россия переживает переходной период, и ряд способных российских анали­ тиков заявляют, что страна потерялась в этом переходе ... Еще неясно, каким государством она станет, когда переходной период закончится". Подобное высказывание, да еще и Министра иностранных дел соседнего государства, хотя и активного члена НАТО, как правило, не остаются без внимания. Обычно в подобных случаях, как минимум делается заявление внешнепо­ литического ведомства и даже мог бы быть перенесен визит главы россий­ ского государства. Однако ничего этого сделано не было. Как говорится в народе: " Проглотили и даже не зажмурились". Сделать праздник для Президента Приняв высказывания норвежского министра, как должное, окружение Президента и переговорщики с российской стороны, а ими были правовики Министерства иностранных дел России, продолжали все же готовить госу­ дарственный визит Президента России в Норвегию. Да, вот незадача. От­ сутствуют в повестке дня визита "исторически прорывные" договоренности для подписания. К тому же они горели желанием опровергать высказывания Стёре, что "Россия...не является надежным, стабильным и предсказуемым партнером". И в этих условиях вероятно у служивых невольно мелькнула мысль: спасти визит Президента может только принятие решения по основ­ ному вопросу - разграничению 200-мильных исключительных экономиче­ ских зон и континентального шельфа в Баренцевом море и Северном Ледови­ том океане. При этом дипломаты российские хорошо понимали, что за столь короткий период до визита (оставалось 2-3 мес.) найти решение, которое бы отвечало российским интересам, нереально. Оставалось одно. Пойти на нор­ вежское предложение - разделить спорный район в соотношении 50:50. При этом выдать все это для российской общественности как "историче­ ский прорыв" самого Президента России Д. Медведева. Безусловно, пере­ говорщики-правовики МИДа не могли не видеть неизбежных при таком варианте потери Россией части континентального шельфа в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане и возникающих угрозах для отечественного рыболовства в морских водах архипелага Шпицберген, да и размыва ряда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz