Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

351 СТЕНОГРАММА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ГОСДУМЫ Переходим к п. 24. Проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане". Доклад официаль­ ного представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностран­ ных дел Владимира Геннадиевича Титова. Титов В. Г., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Сего­ дня на ваше рассмотрение выносится вопрос о ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотруд­ ничестве в Баренцевом и Северном Ледовитом океане. Заключение этого договора, без­ условно, знаковое событие как для развития добрососедских отношений России и Нор­ вегии, так и для общей ситуации в Арктике и поддержания в этом регионе атмосферы мира и сотрудничества. Этот договор, подписанный в Мурманске 15 сентября, - спра­ ведливое, основанное на международном праве решение, которое позволяет обеспечи­ вать наши законные права и интересы. Заключением договора завершается многолетний спор с Норвегией о принадлеж­ ности огромных морских пространств общей площадью около 175 тыс. кв. км. Важно по­ нимать, что договоренность достигнута не в результате дарения со стороны одного го­ сударства другому каких-то территорий, морских пространств, которые принадлежали нам или Норвегии, а в результате отказа от претензий на некоторую часть этих про­ странств ради достижения справедливого и устраивающего обе стороны договора. Суще­ ство этого договора заключается в четком и ясном с правовой точки зрения закреплении за Российской Федерацией тех морских пространств исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых она сможет теперь в полном объеме осуще­ ствлять свою юрисдикцию и суверенные права. Заключение договора с Норвегией важно и в контексте установления внешней гра­ ницы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане, поскольку тем самым выполняется одна из рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа в отношении российской заявки. В результате разграничения морские пространства, отходящие к нашей стране в спорном районе, разделяются примерно поровну. Но если брать Баренцево море в целом - оно гораздо больше, чем спорный район, - то к нам от­ ходит около 860 тыс. кв. км, в то время как у Норвегии остается около 510 тыс. В важ ­ нейшем для этого разграничения южном участке спорного района мы получили большую часть исключительной экономической зоны и большую часть шельфа. Эта часть наиболее перспективна в ресурсном отношении, по имеющимся данным, в этой зоне месторож­ дения сконцентрированы преимущественно к востоку от линии разграничения, т. е. они находятся в нашей зоне. Установление четких пределов действия российской и норвеж­ ской юрисдикции делает более ясной юридическую ситуацию в районе, где промысел ведется судами обеих сторон и где вскоре предполагается начать разработку углеводо­ Приложение 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz