Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
351 СТЕНОГРАММА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ГОСДУМЫ Переходим к п. 24. Проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане". Доклад официаль ного представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностран ных дел Владимира Геннадиевича Титова. Титов В. Г., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Сего дня на ваше рассмотрение выносится вопрос о ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотруд ничестве в Баренцевом и Северном Ледовитом океане. Заключение этого договора, без условно, знаковое событие как для развития добрососедских отношений России и Нор вегии, так и для общей ситуации в Арктике и поддержания в этом регионе атмосферы мира и сотрудничества. Этот договор, подписанный в Мурманске 15 сентября, - спра ведливое, основанное на международном праве решение, которое позволяет обеспечи вать наши законные права и интересы. Заключением договора завершается многолетний спор с Норвегией о принадлеж ности огромных морских пространств общей площадью около 175 тыс. кв. км. Важно по нимать, что договоренность достигнута не в результате дарения со стороны одного го сударства другому каких-то территорий, морских пространств, которые принадлежали нам или Норвегии, а в результате отказа от претензий на некоторую часть этих про странств ради достижения справедливого и устраивающего обе стороны договора. Суще ство этого договора заключается в четком и ясном с правовой точки зрения закреплении за Российской Федерацией тех морских пространств исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых она сможет теперь в полном объеме осуще ствлять свою юрисдикцию и суверенные права. Заключение договора с Норвегией важно и в контексте установления внешней гра ницы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане, поскольку тем самым выполняется одна из рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа в отношении российской заявки. В результате разграничения морские пространства, отходящие к нашей стране в спорном районе, разделяются примерно поровну. Но если брать Баренцево море в целом - оно гораздо больше, чем спорный район, - то к нам от ходит около 860 тыс. кв. км, в то время как у Норвегии остается около 510 тыс. В важ нейшем для этого разграничения южном участке спорного района мы получили большую часть исключительной экономической зоны и большую часть шельфа. Эта часть наиболее перспективна в ресурсном отношении, по имеющимся данным, в этой зоне месторож дения сконцентрированы преимущественно к востоку от линии разграничения, т. е. они находятся в нашей зоне. Установление четких пределов действия российской и норвеж ской юрисдикции делает более ясной юридическую ситуацию в районе, где промысел ведется судами обеих сторон и где вскоре предполагается начать разработку углеводо Приложение 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz