Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
317 отходит к Российской Федерации. Это условно, естественно, потому что речь идет об эко номической зоне и континентальном шельфе, а не о государственной территории. По рядка 510 тыс. кв. км отходит к Норвегии. В важнейшем для этого разграничения южном участке спорного района с учетом его географии разграничение также выгодно для нас. Это касается и экономической зоны, накладывающихся притязаний на экономическую зону, пространств в пределах 200 мор ских миль от берега к каждой из сторон и континентального шельфа за пределами 200 миль. Оно выгодно и для Норвегии. С учетом географии это справедливое распределение мор ских пространств между сторонами. Еще раз сказу, это разграничение основано на международном праве, на том между народном праве, как оно сейчас понимается и практикуется, является справедливо и что очень важно, рассматривается как справедливое обеими сторонами. Это очень важно, ибо только такое, рассматриваемое как справедливыми обеими сторонами разграничение, не порождает взаимных обид, жажды реванша и может выдержать проверку временем. Договор не разрешает принципиальных разногласий сторон в отношении морских про странств в отношении Шпицбергена. Во-первых, это не было задачей на переговорах, и район Шпицбергена вообще нахо дится за пределами спорного района. Норвежцы настаивают на правоверности установления своей рыбоохранной зоны в этом районе, мы по-прежнему ее не признаем. Чтобы это принципиальное разногласие не мешало заключению договора, и чтобы заключение договора не нанесло ущерба по зициям сторон, было сделано следующее. В договоре, в частности, в его статье два специально, намеренно не перечисляются морские пространства, которые разграничиваются, иначе норвежцы бы настаивали на упо минании рыбоохранной зоны, а мы бы выступали против этого. Нигде не указывается, что стороны осуществляют юрисдикцию прибрежного государства, подчеркну это, при брежного государства по свою сторону от линии разграничения, такого прямого указания, что вот по свою сторону от линии разграничения каждая страна осуществляет юрис дикцию прибрежного государства, в договоре нет. Кроме того, в договор включена ст. 6, согласно которой он не наносит ущерба пра вам и обязательствам по другим международным договорам. Естественно, сюда включают действующий между странами на момент заключения договора договор о Шпицбергене. В договоре вообще нет ссылки на договор о Шпицбергене, поскольку, как я уже говорил, район договора о Шпицбергене находится за пределами спорного района, а режим мор ских пространств вокруг Шпицбергена по-прежнему по-разному понимается сторонами. Это правда, но такой задачи и не было, это задача невозможна была для разрешения на переговорах. И, наконец, вступление договора в силу, в котором разграничивается континен тальный шельф России и Норвегии за пределами двухсот миль, естественно важно для завершения работы по установлению внешней границы континентального шельфа Рос сийской Федерации. Теперь, если я могу, остановиться на отдельных аспектах этого договора. Косачёв К. И . Вот тут уже более в лаконичном режиме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz