Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

317 отходит к Российской Федерации. Это условно, естественно, потому что речь идет об эко­ номической зоне и континентальном шельфе, а не о государственной территории. По­ рядка 510 тыс. кв. км отходит к Норвегии. В важнейшем для этого разграничения южном участке спорного района с учетом его географии разграничение также выгодно для нас. Это касается и экономической зоны, накладывающихся притязаний на экономическую зону, пространств в пределах 200 мор­ ских миль от берега к каждой из сторон и континентального шельфа за пределами 200 миль. Оно выгодно и для Норвегии. С учетом географии это справедливое распределение мор­ ских пространств между сторонами. Еще раз сказу, это разграничение основано на международном праве, на том между­ народном праве, как оно сейчас понимается и практикуется, является справедливо и что очень важно, рассматривается как справедливое обеими сторонами. Это очень важно, ибо только такое, рассматриваемое как справедливыми обеими сторонами разграничение, не порождает взаимных обид, жажды реванша и может выдержать проверку временем. Договор не разрешает принципиальных разногласий сторон в отношении морских про­ странств в отношении Шпицбергена. Во-первых, это не было задачей на переговорах, и район Шпицбергена вообще нахо­ дится за пределами спорного района. Норвежцы настаивают на правоверности установления своей рыбоохранной зоны в этом районе, мы по-прежнему ее не признаем. Чтобы это принципиальное разногласие не мешало заключению договора, и чтобы заключение договора не нанесло ущерба по­ зициям сторон, было сделано следующее. В договоре, в частности, в его статье два специально, намеренно не перечисляются морские пространства, которые разграничиваются, иначе норвежцы бы настаивали на упо­ минании рыбоохранной зоны, а мы бы выступали против этого. Нигде не указывается, что стороны осуществляют юрисдикцию прибрежного государства, подчеркну это, при­ брежного государства по свою сторону от линии разграничения, такого прямого указания, что вот по свою сторону от линии разграничения каждая страна осуществляет юрис­ дикцию прибрежного государства, в договоре нет. Кроме того, в договор включена ст. 6, согласно которой он не наносит ущерба пра­ вам и обязательствам по другим международным договорам. Естественно, сюда включают действующий между странами на момент заключения договора договор о Шпицбергене. В договоре вообще нет ссылки на договор о Шпицбергене, поскольку, как я уже говорил, район договора о Шпицбергене находится за пределами спорного района, а режим мор­ ских пространств вокруг Шпицбергена по-прежнему по-разному понимается сторонами. Это правда, но такой задачи и не было, это задача невозможна была для разрешения на переговорах. И, наконец, вступление договора в силу, в котором разграничивается континен­ тальный шельф России и Норвегии за пределами двухсот миль, естественно важно для завершения работы по установлению внешней границы континентального шельфа Рос­ сийской Федерации. Теперь, если я могу, остановиться на отдельных аспектах этого договора. Косачёв К. И . Вот тут уже более в лаконичном режиме.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz