Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

316 Работа этих групп также заняла несколько лет и кроме того, поскольку переговоры по собственно разграничению не продвигались, стороны попытались договориться хотя бы о маленьком участке морских пространств, который не был разграничен в 1957 г. и ко­ торый не входил в собственно спорный район. Это район около Варангер-фьорда, такое соглашение удалось заключить, оно было сделано, и договор соответствующий в 2007 г. был заключен, вами ратифицирован и эта работа стимулировала дальнейшую работу по большому спорному району, потому что стало понятно, что все-таки мы можем до­ говориться по вопросам разграничения. Критическая масса аргументов с обеих сторон была накоплена примерно к середине, к концу 2009 г. К этому времени подоспело и решение международного суда по очень важному для цели разграничения спора между Украиной и Румынией, оно внимательней­ шим образом изучалось обеими сторонами, потому что это то, как понимается междуна­ родное право в области разграничения сейчас международным судом, одним из, пожалуй, может быть самым авторитетным органам по применению толкования международного права. В нем, в этом решении сконцентрирован весь предыдущий опыт международного суда по разрешению территориальных морских споров. Так вот, стало понятно, что позиция сторон аргументирована, что ни одна из сторон не считает свою позицию слабой и стало понятно, что нужен компромисс, одна из пози­ ций не будет полностью принята и нужно искать возможность этого компромисса пу­ тем взаимных уступок. Еще раз подчеркну, переговоры и работа над проектом договора шли в полном со­ ответствии с российским законодательством в соответствии с Законом "О международ­ ных договорах", межведомственные согласования были многогранны, многочисленны и постоянны, и информация о ходе переговоров регулярно докладывалась Правитель­ ству и П резиденту страны. Договором разграничивается континентальный шельф и экономические зоны у госу­ дарств в пределах 200 миль и континентальный шельф за пределами 200 миль. Над этим континентальным шельфом за пределами 200 миль находится открытое море, которое, естественно, никто разграничивать не может. В соответствии с Конвенцией по морскому праву делимитация морских пространств, экономической зоны континентального шельфа между государствами осуществляется путем соглашения на основе международного права в целях достижения справедливого решения. Важнейшим критерием проверки того, является ли разграничение справедливым, сейчас является соотношение длин, относящихся к району разграничения побережий, бе­ регов сторон с площадью отходящих к ним морских пространств. В отличие от спорного района, который находится между двумя запросными по­ зициями сторон, районом разграничения в данном случае является все Баренцево море и прилегающая часть Северно-Ледовитого океана. У России берега, относящиеся к разграничению, значительно длиннее, чем у Нор­ вегии. И примерно настолько же больше площадь морских пространств в Баренцевом море и прилегающей части Северного Ледовитого океана, которая отходит Российской Федера­ ции по результатам разграничения. Соотношение примерно такое: чуть более 860 тыс. кв. км

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz