Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

310 процесс, как он отражался в средствах массовой информации. И я готов несколько слов сказать. Если посмотреть историю наших взаимоотношений с Норвегией, то они всегда, даже в период "холодной войны", были примером успешного взаимодействия, как в ин­ тересах развития двух стран, так и в укреплении безопасности и стабильности в регионе и на планете в целом. Другое дело, что споры остав&тись, они тянулись годами, вы знаете, где-то около 40 лет. И неслучайно спорная зона получила наименование "серой зоны", не красной, не зеленой, не синей, а "серой". Мы знаем, что незаконный лов рыбы и других морепродуктов, их контрабандный ввоз и вывоз в другие страны без продажи, уплаты каких-то налогов в российской бюджет - все это реальность. Теневые доходы от продажи морских биоресурсов, как считают некоторые эксперты, довольно-таки приличные. В ЕЭС делаются попытки придать незаконному промыслу в этом регионе только одну национальную прописку, т. е. российскую, хотя это далеко не так. Тянуть дальше с решением данного вопроса нельзя было еще и потому, что в последние годы Арктика, помимо России и Норвегии, стала объектом пристального интереса не только имеющих географическое отношение к полярным широтам США, Канады и Дании, но и еще Герма- нии, Франции, Китая и других стран. Все эти государства готовы хоть сегодня присту­ пить к борьбе за контроль за углеводородными запасами Арктического континентального шельфа. Я хочу сказать, что договор и наша практическая деятельность наведут здесь определенный порядок. Я хочу сказать, сразу подчеркнуть, что мы говорим здесь и дальше о договоре с точки зрения международного морского права, но, например, Соединен­ ные Штаты Америки до сих пор не ратифицировали конвенцию по морскому праву. Самое главное - процесс разграничения, как это предусматривает договор, перерас­ тает в режим двухстороннего сотрудничества. В сфере рыболовства не ухудшает усло­ вия промысла. Такова позиция договора, но, я думаю, что мы сегодня послушаем всех, кто по этому поводу будет высказываться. В сфере полезных ископаемых - совместная эксплуатация трансграничных место­ рождений углеводородов, которые долгие годы были заморожены. Это действительно очень важное событие, и мы получаем возможность изучать, а в дальнейшем и осваивать ресурсы, оценивающиеся в десятки миллионов тонн условного топлива. Договор к тому же открывает путь к разработке и подписанию необходимого для России международного экологического соглашения по Баренцеву морю. Есть и друтие вопросы, связанные с наукой, нашей совместной работы по Между­ народному Полярному Году, по Международному Полярному Десятилетию. Я думаю, что мы сегодня послушаем всех и примем нормальное решение. Я прошу высказаться в связи с нашей тематикой Косачёва Константина Иосифо­ вича - председателя Комитета Государственной Думы по международным делам. Косачёв К. И. Спасибо, Артур Николаевич! Уважаемые коллеги, я попросил слово вначале, для того чтобы высказаться не по су­ ществу, а по формату обсуждения нашего сегодняшнего вопроса. Я хотел бы напомнить, что данное соглашение, договор, бьш внесен в Государственную Думу Президентом Рос­ сийской Федерации 10 февраля, чуть более месяца назад. Напомню, что буквально накануне этой даты - 8 февраля - Стортинг (парламент) Норвегии ратифицировал этот договор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz