Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

307 В прошлом Советский Союз и в последующем Россия, никогда не признавала юрис­ дикцию либо суверенные права по вопросам использования водных биоресурсов и рыбо­ ловства в морском районе, подпадающим под действие Договора о Шпицбергене 1920 г. в пределах координат: 74—81 с. ш. и 10-35° в. д. Мы считаем, что такой подход отвечает соответствующим положениям Договора о Шпицбергене, международному праву и, глав­ ное. вековой практике работы отечественного рыболовства в этих западных районах Баренцева моря. Видимо, такой порядок не устраивает определенные чиновничьи рос­ сийские круги и норвежскую сторону. Положение в корне меняется с предстоящим вступлением в силу Договора от 15 сен­ тября 2010 г. в соответствии с рядом положений которого западные районы, включая морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 г., впервые, с согласия России, в завуалированной форме, передается под юрисдикцию Норвегии. А это ни много ни мало промысловый район площадью более 240 тыс. кв. км. Кроме того, сама линия разграничения, так называемых, "морских пространств" по Договору от 15 сентября 2010 г.. проходит значительно восточнее Границы полярного сектора, ус­ тановленного Постановлением Президиума ЦИК Советского Союза от 15 апреля 1926 г., что в свою очередь, также уменьшает промысловые районы для отечественного флота еще на 50-60 тыс. кв. км. Правовое заключение и экспертная оценка последствий для отечественного рыбо­ ловства с вступлением в силу Договора от 15 сентября 2010 г. и предложения по миними­ зации потерь рыбаков были подготовлены высокопрофессиональными учеными и спе­ циалистами отрасли и своевременно направлены рыбацкой общественностью в адрес первых руководителей как исполнительной власти, так и в Государственную Думу Фе­ дерального Собрания Российской Федерации. В этой связи рыбаки надеются, что депу­ таты всех фракций, представленных в Государственной Думе, внимательно рассмотрят эти предложения рыбаков и примут по ним те решения, которые отвечают интересам отечественного рыболовства в Баренцевом море. Прежде всего, это касается гарантий доступа российских рыболовных судов в западные районы Баренцева моря, включая морскую акваторию, подпадающую под действие Договора о Шпицбергене 1920 г. для осуществления здесь традиционного промысла в пределах национальных квот и в соот­ ветствии с теми правилами рыболовства, которые действуют для данного района; уста­ новление переходного периода для "смежного участка", большая часть которого отхо­ дит к Норвегии до 15 лет и ряд других положений. Мы также настаиваем на проведении независимой экспертизы всех положений Договора от 15 сентября 2010 г. на соответствие его национальным экономическим ин­ тересам, сверки аутентичности русского и норвежского текстов и проведение открытых слушаний с привлечением рыбаков-практиков, морских геологов, экономистов, ученых и других специалистов с целью определения соответствия Договора от 15 сентября 2010 г. морской политике России в Арктике, включая рыболовство в Баренцевом море.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz