Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

29 спорно, главное здесь - конкуренция за нефть и газ, а также контроль за Западным проходом. На рубеже 90-х гг. бег переговорного процесса по разграничению начал ускоряться. Было проведено несколько встреч Михаила Горбачева, Эдуарда Шеварднадзе с руководством Норвегии, в ходе которых обсуждались эти вопросы. В данном случае, норвежцы стремились сделать "прорыв" во время ожидавшегося визита в Норвегию М. Горбачева по случаю присуждения ему Нобелевской премии мира. Такой ход событий вызвал беспокойство рыбаков Северного бассейна, так как можно было ожидать, что наши инте­ ресы будут преданы ради политических фанфар. К счастью, (естественно, рыбаков) визит М. Горбачева в Норвегию не состоялся. Вновь процесс переговоров замедлил ход. Хотя эксперты МИД двух стран (в их число, по непонятным причинам, никогда уже не включались представители рыбной отрасли) продолжали поиск взаимоприемлемых решений за плотно закрытыми дверями. С развалом Советского Союза и наследованием Россией всех его про­ блем, "машина дипломатии" вновь начала убыстрять свой бег. Визит министра иностранных дел РФ А. Козырева и председателя Комитета рыбного хо­ зяйства В. Корельского в Норвегию создал предпосылки для возобновле­ ния обсуждения не только правовых вопросов, но и рыболовных, возник­ ших при делимитации морских районов в Баренцевом море. С норвежцами была достигнута договоренность: вновь начать такие переговоры на уровне экспертов обеих сторон, хотя они проходили уже неоднократно. Как участник прошлых (в 70-е гг.) и двух новых (в 1991-1992 гг.) туров вновь возобновленных тогда переговоров, казалось, что достичь решений удовлетворяющих обе договаривающиеся стороны не реально. Позиция экс­ пертов делегации Норвегии, была весьма жесткая и, я бы сказал - это мое личное мнение, - более политизированная, по сравнению с прошлыми годами времен холодной войны, а также по сравнению с подходами российской де­ легации. Вместе с тем, достижение договоренности в принципе, на базе не- нанесения ущерба рыбакам двух стран в результате ожидаемого разграни­ чения морских пространств казалось вполне реальным. Естественно, что самый простой путь решения проблемы разграничения экономической зоны - это разделить спорный район 50:50. Однако при кажущейся справедливо­ сти такого подхода, российские рыбаки теряют правовую основу ведения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz