Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

295 Сейчас я хотел бы сказать, что разграничение - и это внутренне понимали многие - означает не только возможность осуществлять деятельность в пределах физически очер­ ченной границы. Этот Договор является олицетворением того, что наши отношения с сосе­ дями - в том числе с РЪссией - нормализуются, как это происходит и с нашими остальными соседями. Мы движемся прочь от закрытых границ, недоверия и более или менее объясни­ мого скепсиса к более открытому и более важному партнерству (российско-норвежское сотрудничество в области рыболовства уже упоминалось) и, прежде всего, - доверию. Сразу после того, как стало известно о достижении Договора, было любопытно отмечать интерес и вопросы со стороны других арктических стран и прочих государств по поводу того, что Норвегия и Россия спустя столько лет пришли к согласию по больному пограничному вопросу. Приятно, что мы можем показать миру, что Норвегия и Россия хорошо взаимодействуют по важным вопросам, и что мы в том, что касается, например, границ, решили проблемы, которые не решили Дания/Гренландия с Канадой, а также США с Канадой. С точки зрения разрешения проблем в Арктике Норвегия и Россия на­ ходятся "у руля". Спор о границе, который теперь в прошлом, дает возможность начать новую главу в норвежско-российском сотрудничестве. Теперь главная задача - реализовать возможно­ сти в этом регионе. Это уже отмечали двое предыдущих выступавших. Ибо естественно предположить, что наш сосед на востоке хочет активизироваться. Нам важно не отста­ вать, нельзя лишь реагировать на то, что уже происходит, и видеть, что условия добычи углеводородов, стандарты закладываются не нами. Мы должны проявлять максималь­ ную инициативу, быть в месте событий, возглавлять развитие совместно с Россией. Из­ вестно, что мы участвуем в важных партнерствах на российской стороне, но необходимо, чтобы деятельность велась параллельно и на норвежской стороне, демонстрируя, что мы осваиваем регион и что мы участвуем и возглавляем движение вперед - в том числе в отношении инфраструктуры, которая, надеюсь, со временем должна быть создана для доставки ресурсов, которые мы ожидаем найти в этом районе, в Норвегию или за рубеж на продажу. В этом случае мы должны принять политические решения, которые выведут Норвегию вперед, особенно в интересах той части страны, которая расположена рядом с районом разграничения, но также и для всей Норвегии в целом. Что касается других областей сотрудничества, то хотел бы сказать, что на урегу­ лирование вопроса о разграничения потрачено много сил, теперь он отходит на второй план, и энергию можно переключить на другие виды деятельности. Переговоры, которые внешнеполитический комитет Стортинга, министр иностранных дел и другие министры ведут со своими российскими коллегами, могут касаться вопросов, намного более широ­ ких. Мы знаем, что мы уже идем по этому пути. Ведется активная работа. Но есть еще нереализованный потенциал, и я призываю правительство использовать его для дости­ жения как можно более тесного и нормального соседства с Россией, во благо населения Северной Норвегии и всего королевства. Борд Вегар Сольхьелль (СЛП) [12:54:26]: Я вот о чем подумал, пока сидел здесь. Кажется, год назад или в прошлом году я прочитал статью в Интернете, посвященную инструменту, который я охарактеризовал бы как наиболее используемый метод определения популярности, а именно поисковой сис

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz