Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

264 ние нами введенной Норвегией 200-мильной "рыбоохранной зоны" вокруг Шпицбергена вопреки положениям Договора о Шпицбергене 1920 г. и принятых в то же время исполни­ тельной властью ряда решений, предписывающих капитанам рыболовных судов под фла­ гом СССР особый порядок ведения промысла в этом районе, позволило эффективно ис­ пользовать рыбные запасы этой акватории в пределах национальных квот. Такой порядок сохраняется и по настоящее время. Все это позволило рыболовным судам России за по­ следнее почти двадцатилетие (1992-2010 гг.) добывать в целом по Баренцеву морю в сред­ нем около 533 тыс. т за год, в том числе в западных районах моря - самых продуктив­ ных - 320 тыс. т. Максимальный вылов достигнут в 2010 г. - в целом по Баренцеву морю 688 тыс. т, в том числе в западных районах, включая район Шпицбергена, 460 тыс. т. Стоимость продукции первого предъявления из этого сырья оценивается 15-20 млрд руб., в зависимости от ассортимента сырья. Сформировавшийся режим экономической деятельности в морских районах Барен­ цева моря и западной части Северного Ледовитого океана на пороге XXI в., надо полагать, устраивал и норвежскую сторону, так как она не предпринимала каких-либо активных шагов к форсированию процесса разграничения экономических зон и континентального шельфа. Об этом свидетельствуют итоги визитов в Норвегию президентов России Б. Н. Ель­ цина и В. В. Путина. Вместе с тем норвежцы готовы были пойти на раздел так называе­ мого "спорного района" пополам - 50:50. Однако такой подход оценивался в прошлом руководством страны как несправедливый и неприемлемый. Положение в корне изменилось в ходе государственного визита в апреле 2010 г. в Норвегию российской делегации во главе с Президентом России Д. А. Медведевым, где была достигнута принципиальная договоренность о разделе "спорного района" поровну. А это морская акватория площадью около 175 тыс. кв. км, образованная между границей Полярных владений 1926 г. России (на участке 74° с. ш. - 81° с. ш. совпадает с восточной линией Договора о Шпицбергене 1920 г.) и "серединной линией" разграничения, пред­ ложенной Норвегией. Принципиальное решение с нашей стороны о разделе "спорного района" в соотношении 50:50 принималось без вовлечения в этот процесс практиков - представителей бизнеса, занимающихся морехозяйственной деятельностью в Баренцевом море. По крайней мере, представители ассоциаций, объединений рыбаков к этой проблеме не привлекались. Однако рыбаки, узнав из СМИ о принятых принципиальных решениях, обратились с открытым письмом (08.09.2010 г.) к Президенту России Д. А. Медведеву о необходимости дополнительного анализа последствий такого решения для отечествен­ ного рыболовства. К сожалению, это обращение было оставлено без внимания, как и ранее сделанные в апреле-июне 2010 г. и направленные в МИД РФ предложения относительно учета мнения рыбаков Северного и Западного бассейнов. Более того, ассоциации, объеди­ нения рыбаков этих бассейнов совместно с Росрыболовством разработали конкретные поправки в проект Приложения I Вопросы рыболовства Договора 2010 г. (07.04.2010 г.). Они также остались без внимания переговорщиков с российской стороны. В результате 15 сентября 2010 г. в г. Мурманске министр иностранных дел России С. В. Лавров и министр иностранных дел Норвегии Й. Стёре в присутствии Президента России Д. А. Медведева и премьер-министра Норвегии И. Столтенберга подписали До

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz