Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
263 области, Республика Карелия и Ненецкий автономный округ. Здесь сосредоточены рыбная промышленность, судостроение и судоремонт, транспортная морская система, геолого разведка и добыча углеводородных ресурсов как на суше, так и на шельфе, военно- морской флот и ряд других отраслей экономию!. До середины 70-х гг. X X столетия экономическая и другая деятельность в Барен цевом море и западной части Северного Ледовитого океана осуществлялась с исполь зованием всего водного пространства за исключением территориального моря всеми странами с соблюдением норм международного права. С возникновением в 70-80-х гг. XX столетия института 200-мильных зон и разви тием добычи углеводородных ресурсов на морском континентальном шельфе возникла проблема разграничения экономических зон и континентального шельфа. Применитель но к Баренцеву морю и западной части Северного Ледовитого океана такое разграниче ние необходимо было осуществлять с Норвегией. В связи с этим в прошлом Советский Союз предложил разграничить 200-мильные экономические зоны и континентальный шельф двух государств по линии границ Полярных владений Советского Союза, уста новленных Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. В свою оче редь Норвегия предложила произвести разграничение по принципу равного отстояния от соответствующих ближайших точек на побережье материковых и островных терри торий, над которыми соответствующее государство осуществляет суверенитет, - так на зываемая "серединная линия". При этом Норвегия стремилась максимально использовать выгодную для нее географическую особенность своего северо-восточного побережья, которое выступает в восточном направлении и как бы нависает над северо-западным по бережьем России. Кроме того, Норвегия считала правомерным учитывать при разгра ничении ее суверенитет над архипелагом Шпицберген. Наша же страна исходила из того, что статус архипелага Шпицберген и его морского района регулируется соответствую щими положениями Договора о Шпицбергене 1920 г., по которому суверенитет Норве гии имеет ограниченный характер. В связи с этим на этом участке линией разграничения может быть только граница восточной части района Договора о Шпицбергене, прохо дящая по 35° в. д., что совпадает с нашей границей Полярных владений России. В условиях разного подхода двух стран к разграничению 200-мильных зон и кон тинентального шельфа была достигнута договоренность в 1975-1978 гг. о временных мерах регулирования, прежде всего, рыболовства в районе, прилегающем к материко вому побережью Норвегии и Советского Сою за в Баренцевом море, который получил наименование "Смежный участок" (в СМИ более известный как "серая зона"). Эта до говоренность действует на бесконфликтной основе с 1978 г. по настоящее время и уст раивает как рыбаков России, так и Норвегии. Более того, такая система позволяет эффек тивно решать все вопросы рыболовства и с третьими странами. Что же касается разведки и разработки углеводородных ресурсов, то было принято решение ввести в "Смежном участке" мораторий на такую деятельность до окончательного разграничения. Таким образом, достигнутые в 70-80-х гг. договоренности между Советским Союзом и Норвегией позволяли вести рыболовную, транспортную и военно-морскую деятельность на бесконфликтной основе, хотя и имеющей временный характер. Кроме того, непризна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz