Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

240 говоре с Китаем 2004 г.. и после того, как все-таки была создана комиссия при прези­ денте против фальсификации истории Второй Мировой войны. Это, кстати, имеет тоже прямое отношение, и удивительно, что все представители МИДа говорят: нет, это не мое, это не имеет отношения, Курилы я обсуждать не хочу, это все в одном пакете идет у нас. Это те самые прецеденты, которые здесь у нас суще­ ствуют. Так вот, несмотря на все это, к большому сожалению, мы опять заключили до­ говор, который предполагает односторонние уступки со стороны Российской Федерации без какой-либо компенсации со стороны Норвегии. Я . конечно, не хотел бы учить коллег из МИДа азам договорной практики, но хо­ тел бы обратить внимание, что общепризнанными нормами международного права, обще­ признанной практикой является то, что пограничное разграничение всегда идет на паритет­ ных условиях: кусок нам, кусок компенсации. Здесь же мы опять уступаем район площадью, вот, может быть, Вячеслав Константинович Зиланов меня поправит, 50 тыс. кв. км, и гово­ рим, что это все замечательно, что это все справедливо, что это особенно способствует укреплению наших национальных интересов. И как здесь отмечали у нас представители МИДа, это знаковое событие, интересы государства и всякая прочая беллетристика. Сам договор, к сожалению, тоже представляет из себя, в определенном смысл, такую очень плохую беллетристику, где все так запутано, все так спрятано, что создается впечатление, что здесь действительно хотели что-то спрятать. Что хотели спрятать, очень хорошо обстоятельно представлено в выступлении Вячеслава Константиновича Зиланова. Следующий момент - о прецедентах в международных отношениях. Уж здесь, я ду­ маю, МИД должен согласиться с этим. Позволю себе утверждать, что последнее жесткое поведение японской стороны - это ни что иное, как отражение вот тех вот абсолютно очевидных сдаточных тенденций, которые у нас здесь наблюдаются. И договор с Нор­ вегией, с моей точки зрения, это как раз та точка, которая дала возможность японцам попробовать. И пусть мне будут говорить в МИДе, что это не прецедент, это прецедент. Китайцам острова отдали односторонне? Односторонне. Норвегии уступаем односто­ ронне? Односторонне. А чем японцы хуже? Они придут и скажут: "Ребята, это прецедент. Мы же любим международное право". Поэтому нельзя говорить на красное - зеленое, а на голубое - белое. Складывается впечатление, что представители нашего МИДа почему-то заняли сегодня именно такую позицию непонятную, потому что все-таки они выступают в выс­ шем законодательном органе, какой бы он ни был у нас сейчас слабый, но все-таки это высший законодательный орган власти. Хотелось бы, чтобы все-таки какие-то позиции были обозначены попрофессиональнее. И, наконец, еще один момент, об этом пока мало кто говорит, но заключение до­ говора с Норвегией было проведено с грубым нарушением наших внутригосударственных процедур. Прежде всего, Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О международных договорах". Речь идет о том, что вопросы, связанные с промыслом и вообще с регулированием живых ресурсов, в том числе и морских, в соответствии с Конституцией Российской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz