Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
222 метом двухстороннего международного договора. Договор о Шпицбергене 1920 г. это многосторонний инструмент, соответственно все принципиальные вопросы, которые ка саются режима этого договора и статуса архипелага, должны решаться всеми государ- ствами-участниками договора 1920 г. Поэтому договор 2010 г. напрямую вопрос Шпицбер гена не затрагивал. Но поскольку, как вы правильно отметили, линия разграничения все-таки проходит вблизи Шпицбергена, то каким-то образом надо было эту проблему решать. Значит, в договоре, собственно, две статьи, которые, можно сказать, касаются этой проблемы Шпицбергена, это ст. 2 и ст. 6. С помощью их решен сложный вопрос, слож ный и для нас, и для норвежцев, каким образом, не подрывая позиции сторон, известные позиции сторон по Шпицбергену, каким образом все-таки решить эту проблему в рам ках двухстороннего договора о разграничении. Собственно, решалась проблема о том, в каком объеме Норвегия вправе осуществлять юрисдикцию в районе архипелага Шпиц берген. При этом в тексте договора были найдены такие формулировки, которые при бес пристрастном их анализе позволяют любому специалисту сказать, ничто в тексте дого вора не наносит ущерба позиции Российской Федерации по архипелагу Шпицберген. Напомню вкратце в чем заключается эта позиция. Ну, проблему договора, в принципе, затрагивать не буду. Значит, имеется два аспекта: норвежцы установили в 70-х гг. прошлого века так называемую рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена, мы сразу же сделали заявление о непризнании, о неправомерности таких действий норвежцев и не признали эту зону, соответственно мы не признаем режим, который пытается осуществлять в этой зоне норвежская сторона. В то же время Советский Союз, а вслед за ним Российская Федерация неодно кратно, 4 документа имеется на этот счет, заявляла, что у архипелага Шпицберген име ется континентальный шельф, хотя очень многие почему-то уверены, что мы отрицаем существование континентального шельфа у архипелага Шпицберген. Так вот четырежды, последний раз в 2007 г., Российская Федерация заявляла о том, что да, шельф у Шпиц бергена континентальный есть, но режим на этом шельфе должен быть таким же, как и режим договора в принципе, что вкратце будет означать, что хозяйствующий объект любой из государств-участниц договора должен иметь те же права на континентальном шельфе Шпицбергена, что имеет Норвегия. Грубо говоря, если Норвегия начнет разра ботку месторождения на шельфе Шпицбергена, такое же право должно быть предостав лено любому другому хозяйствующему субъекту государства-участника договора о Шпиц бергене. Так вот в районе Шпицбергена мы должны были разграничить, с одной стороны, континентальный шельф, потому что мы его признаем, и он есть и у российского архи пелага Франца Иосифа, получается, он есть и у норвежского архипелага Шпицберген. Но при этом мы должны были сделать так, что мы не должны были признавать рыбо охранную зону вокруг Шпицбергена. И вот формулировки статей 2 и 6 договора позволили это сделать. Мы разграничили континентальный шельф и мы не признали рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена. Для нас в отношении рыболовства на Шпицбергене с юри
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz