Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
196 В делом Приложение 1. Вопросы рыболовства в том виде как они сформулированы, не несут элементов развития сотрудничества, как это обозначено в наименовании Дого вора. Они консервируют, сужают рамки сотрудничества СРНК, которые осуществля ются в настоящее время. 3. Российское рыболовство в морском районе Шпицбергена и Договор о раз граничении. Морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 г. яв ляется традиционным районом российского рыболовства с годовым объемом вылова до 160-180 тыс. т стоимостью 8-10 млрд руб. Несмотря на то, что Норвегия ввела здесь в 1977 г. 200-мильную рыбоохранную зону, которую Россия не признает, российские ры боловные суда продолжают осуществлять здесь промысел, руководствуясь специальными указаниями своих федеральных органов основанных на ряде положений Договора о Шпиц бергене 1920 г. Казалось бы, что такой режим будет закреплен в Договоре и останется и после вступления его в силу. Вместе с тем ст. 1 и 2 Договора со всей очевидностью пере дают обширный район к западу от линии разграничения между параллелями 74-81° с. ш., теперь уже с согласия России под непосредственную юрисдикцию Норвегии. Это в свою очередь приведет к невозможности осуществления здесь рыболовства без разрешения Норвегии и только при полном подчинении ее законодательству для этой морской ак ватории вокруг Шпицбергена включая и 200-мильную рыбоохранную зону. Под норвеж ский контроль переходят все рыбопромысловые операции, включая инспектирование наших судов и другие действия, такие как задержание, аресты и введение запретов на промысел в том или ином районе вплоть до полного вытеснения нашего рыболовства. Кроме того, создаются предпосылки к введению Норвегией вокруг Шпицбергена 200-мильной исключи тельной экономической зоны со всеми вытекающими экономическими и политическими последствиями не только для отечественного рыболовства, но и в целом для России. Таким образом, положениями Договора создается реальная угроза вытеснения отече ственного рыболовного флота из морского района Договора о Шпицбергене 1920 г. с поте рей ежегодного вылова в 160-180 тыс. т стоимостью 8-10 млрд руб. 4. Влияние Договора на границу полярного сектора России 1926 г. и сокраще ние промысловых площадей российского рыболовства Анализ прохождения линии разграничения морских пространств, вытекающей из ст. 1 Договора свидетельствует, что она почти на всем своем протяжении, за исключением одного небольшого участка, расположена восточнее границы полярного сектора установ ленного Постановлением ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. Отсюда следует, что, во-первых, Россия отказывается от западной границы полярного сектора. В то же время на востоке - в Чукотском море эта линия сохраняется. Более того, она подтверждена, хотя и не ратифи цирована Россией, межправительственным Соглашением с США о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях. Во-вторых, отказ от западной границы полярного сектора 1926 г. и проведение линии разграничения Россией по Договору вос точнее упомянутой границы ведет к прямой потере рыбопромысловых площадей в 50- 60 тыс. кв. км с возможным выловом на них по экспертной оценке около 30—40 тыс. т рыбы и ракообразных стоимостью не менее 1 млрд руб. в год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz