Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

196 В делом Приложение 1. Вопросы рыболовства в том виде как они сформулированы, не несут элементов развития сотрудничества, как это обозначено в наименовании Дого­ вора. Они консервируют, сужают рамки сотрудничества СРНК, которые осуществля­ ются в настоящее время. 3. Российское рыболовство в морском районе Шпицбергена и Договор о раз­ граничении. Морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 г. яв­ ляется традиционным районом российского рыболовства с годовым объемом вылова до 160-180 тыс. т стоимостью 8-10 млрд руб. Несмотря на то, что Норвегия ввела здесь в 1977 г. 200-мильную рыбоохранную зону, которую Россия не признает, российские ры­ боловные суда продолжают осуществлять здесь промысел, руководствуясь специальными указаниями своих федеральных органов основанных на ряде положений Договора о Шпиц­ бергене 1920 г. Казалось бы, что такой режим будет закреплен в Договоре и останется и после вступления его в силу. Вместе с тем ст. 1 и 2 Договора со всей очевидностью пере­ дают обширный район к западу от линии разграничения между параллелями 74-81° с. ш., теперь уже с согласия России под непосредственную юрисдикцию Норвегии. Это в свою очередь приведет к невозможности осуществления здесь рыболовства без разрешения Норвегии и только при полном подчинении ее законодательству для этой морской ак­ ватории вокруг Шпицбергена включая и 200-мильную рыбоохранную зону. Под норвеж­ ский контроль переходят все рыбопромысловые операции, включая инспектирование наших судов и другие действия, такие как задержание, аресты и введение запретов на промысел в том или ином районе вплоть до полного вытеснения нашего рыболовства. Кроме того, создаются предпосылки к введению Норвегией вокруг Шпицбергена 200-мильной исключи­ тельной экономической зоны со всеми вытекающими экономическими и политическими последствиями не только для отечественного рыболовства, но и в целом для России. Таким образом, положениями Договора создается реальная угроза вытеснения отече­ ственного рыболовного флота из морского района Договора о Шпицбергене 1920 г. с поте­ рей ежегодного вылова в 160-180 тыс. т стоимостью 8-10 млрд руб. 4. Влияние Договора на границу полярного сектора России 1926 г. и сокраще­ ние промысловых площадей российского рыболовства Анализ прохождения линии разграничения морских пространств, вытекающей из ст. 1 Договора свидетельствует, что она почти на всем своем протяжении, за исключением одного небольшого участка, расположена восточнее границы полярного сектора установ­ ленного Постановлением ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. Отсюда следует, что, во-первых, Россия отказывается от западной границы полярного сектора. В то же время на востоке - в Чукотском море эта линия сохраняется. Более того, она подтверждена, хотя и не ратифи­ цирована Россией, межправительственным Соглашением с США о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях. Во-вторых, отказ от западной границы полярного сектора 1926 г. и проведение линии разграничения Россией по Договору вос­ точнее упомянутой границы ведет к прямой потере рыбопромысловых площадей в 50- 60 тыс. кв. км с возможным выловом на них по экспертной оценке около 30—40 тыс. т рыбы и ракообразных стоимостью не менее 1 млрд руб. в год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz