Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

195 нейшее положение о доступе Сторон в традиционные районы рыболовства. Без этого положения п. 1 ст. 4 пропагандистское клише, не имеющее практической реализации. Особого внимания заслуживает п. 2 ст. 4, который гласит "С этой целью (имеется в виду п. 1 ст. 4 пояснение автора) Стороны продолжают осуществлять тесное сотрудниче­ ство в сфере рыбного промысла с тем, чтобы сохранить их существующие доли в объе­ мах общего допустимого улова и обеспечить относительную стабильность их рыболов­ ной деятельности по каждому соответствующему виду рыбных запасов". Оставим пока в стороне нагромождение бессмысленных терминов типа - сфера рыбного промысла и т. д. Существо данного пункта это новая формула перераспределения национальных квот (долей) по каждому рыбному запасу в зависимости от сотрудничества в сфере рыбного промысла. Во-первых, национальные квоты по основным запасам - треске, пикше, мойве, палтусу распределяются вот уже 35 лет по согласованным еще в 1975 г. ключе. Ни разу и никогда, ни Россия, ни Норвегия не ставили вопрос в СРНК о введении нового ключа распределение ОДУ на национальные квоты общих запасов в Баренцевом море. Данное положение п. 2 ст. 4 внесет конфронтацию среди рыбаков других стран, а не развитие сотрудничества. Более того, оно разрушает сложившееся и оправдавшееся на практике традиционное распределению ОДУ на национальные квоты. Во-вторых, Россия и Норвегия никогда не сотрудничали в "рыбном промысле ...". Так как это выражение означает процесс изъятия вылова рыбы из среды обитания. Осуще­ ствляется такой процесс рыбаками России и Норвегии самостоятельно без сотрудниче­ ства. Такой подход не отвечает интересам российского рыболовства. Что касается Приложения 1. Вопросы рыболовства Договора, состоящего из 4-х ста­ тей, то только ст. 1 и частично ст. 3 отвечают интересам российского рыболовства о про­ должении сотрудничества в этой области и в частности в рамках Соглашений 1975 и 1976 гг. Статья 2 Приложения 1. Вопросы рыболовства содержит наряду с неточностью в тер­ минологии и алогизмами еще и неясность, что же такое "спорный район" и каковы его координаты? Если под этим термином подразумевается "смежный участок", то тогда также следует дать его координаты. Переходной период, указанный в статье в два года для любого района или участка слишком ограничен по времени для целей рыболовства. Как правило, такие переходные периоды устанавливаются более длительные - в 10-15 и даже 20 лет. Последнее было использовано для целей рыболовства в межправитель­ ственном соглашении Советского Союза со Швецией при разграничении в Балтийском море экономзон и континентального шельфа. Статьи 3 и 4 носят общий характер, и они по существу сужают рамки деятельности СРНК рассмотрением мер "... по совершенствованию мониторинга и контроля", опреде­ ление "...взаимных квот и других мер регулирования". Однако, как в основных статьях Договора здесь также отсутствуют положения относительно традиционных районов рыбо­ ловства, на которые должны распространяться единые меры регулирования (правила) рыболовства, развитие сотрудничества по совместным научным программам по мони­ торингу за состоянием рыбных и иных запасов и другие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz